Все ключевые глобальные игроки сходятся в том, что конфликт на Украине закончится переговорами и базу для этих переговоров пора начинать готовить, убеждены американские эксперты по международным отношениям Сэмюэл Чарап и Джереми Шапиро. Свою точку зрения они высказали в статье для Foreign Affairs.
По их мнению, для этого необходимо смягчение указа президента Украины Владимира Зеленского о запрете переговоров с Россией, пока ее президентом является Владимир Путин.
«Киев мог бы уточнить, что указ распространяется только на президента России, а не на других представителей российского правительства», — считают аналитики.
При этом они уверены, что начинать реальные переговоры пока рано, однако стороны конфликта, в том числе западные союзники Киева, могли бы подать сигналы о готовности к мирному диалогу.
«Скромным, но важным сигналом» о готовности к переговорам могло бы стать изменение риторики официальных лиц на Западе. Например — заявления о готовности к снятию санкций в рамках договоренности о завершении конфликта. Кроме того, США и ЕС следует также рассмотреть возможность назначения спецпредставителей по конфликтной дипломатии. Несмотря на то, что эти чиновники потратят месяцы на обсуждения с союзниками и Киевом, прежде чем переговоры с Москвой будут даже рассмотрены, эти назначения будут сигнализировать России, что Соединенные Штаты и Европа готовы участвовать в возможных переговорах", — пишут авторы.
Оба, надо отметить, являются весьма авторитетными экспертами, но прислушаются ли к ним?
Надо также отметить, что с прошлой осени, когда окончательно захлебнулся «контрнаступ» ВСУ, разговоры о необходимости переговоров на Западе участились.
Впрочем, на Украине, по-прежнему не хотят и слышать о переговорах. Итак, по мнению Чарапа и Шапиро, главным препятствием является указ Зеленского. Почему бы его не отменить? Сам ли Зеленский это решает? И сам ли он был инициатором его принятия?
— В большей степени стоит полагать, что сам Зеленский был инициатором указа о запрете на ведение переговоров с Россией и лично Путиным, — полагает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Этим указом он как бы ответил внутренней аудитории, которая обвиняла его в «зраде», а кроме того, данный нормативным документом он поставил Запад в неудобное положение, сигнализируя ему, что на договорённости он не пойдет, поэтому Киеву необходимы деньги, оружие, боеприпасы
«СП»: Почему нельзя просто взять и отменить указ? Что за бред с постепенным смягчением, описываемым FA?
— Сама статья — бред бредовый. Отменить указ можно. Правда тогда Зеленского сразу обвинят в «зраде» те же «порохоботы». Нет ничего невозможного. Надо будет — отменит, а перед этим проведёт информационную кампанию, которая бы объясняла такой шаг.
«СП»: Данная публикация — это подталкивание к переговорам?
— Конечно. Запад уже давно подталкивает Киев к переговорам. Кажется, даже Байден уже почти созрел на договорённости, не созрели только неонацистские власти и обандеренная часть украинского общества.
«СП»: Можно ли говорить, что «партия войны» по-прежнему, задаёт тон как на Западе, так и на Украине? «Партия переговоров» ничего не может противопоставить?
— Дело в том, что условную «партию переговоров» можно назвать «партией отложенной войны». Через переговоры и заморозку конфликта США хотят победить Россию в будущем. Американцам кровь из носу необходимо во чтобы то ни стало сохранить хоть какую Украину: ампутированную, большую, маленькую — неважно, лишь бы сохранить.
«СП»: Есть ли смысл вести переговоры не на уровне первых лиц? О чем?
— Теоретически всё возможно, если первые лица делегируют полномочия своим помощникам. Повторю — я говорю о теории.
«СП»: А нам нужны переговоры с Украиной до достижения целей СВО?
— На сегодняшний день переговариваться не о чём. Вот если Киев начнёт переговоры о своей капитуляции — тогда можно и поговорить.
— Нынешняя глобальная либерально-интервенционистская элита готова воевать дальше, — полагает исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог Владимир Букарский.
— Они готовы стереть весь мир в ядерный пепел ради торжества «свободы» и «либерального миропорядка».
Большинство человечества, в том числе представители политического реализма, просто приверженцы национальных интересов стран Запада этого апокалиптического сценария не хотят.
«СП»: Есть предположение, что с тех пор, как стало очевидно, что Украина проигрывает, на Западе идёт спор о том, как спасти хотя бы то, что есть. По-вашему, позиции «партии переговоров» будут усиливаться по мере отступления ВСУ и уменьшения пространства для компромисса?
— Безусловно, позиции «партии мира» на Западе будут усиливаться, но лишь в том случае, если наступление ВС РФ пойдет быстрее.
«СП»: Зачем смягчать указ? Не проще его просто отменить? Кто принимает решения? Зеленский? Или не он?
— Зеленский вообще не принимает решения. Ему диктуют готовые решения из Вашингтона и Лондона, по меньшей мере до тех пор, пока в обоих столицах правит одна и та же идейная либерально-интервенционистская группировка.
«СП»: На уровне кого возможны переговоры и о чем? Насколько реализуемо то, что будет на них достигнуто?
— Пока рано говорить, возможны ли вообще какие-либо переговоры. Остановка военных действий пока остаётся благими пожеланиями партии «голубей», особенно в Москве, которые ещё с 2014 года склонны выдавать желаемое за действительное. Помнится, как Сергей Станкевич разглядел на лице у Порошенко надпись крупными буквами «ШАНС». Нынешние благие пожелания — ровно из той же оперы — из желания «соскочить» и не доводить цели СВО до конца.
«СП»: Очевидно, что нам вновь и вновь будут навязывать переговоры по мере ухудшения положения ВСУ. Нужно ли вступать в переговоры о чем либо, кроме места и времени подписания капитуляции Киева?
— Нет, не нужно. Только безоговорочная капитуляция нацистского режима и определение места международного суда над Зеленским и другими военными преступниками.
—Да, безусловно, украинский вопрос будет решаться за столом переговоров, — уверен доцент Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Действия России на этом театре военных действий указывают на выжидание подобной развязки, а Владимир Путин не устает призывать противника к достижению соглашения. Указ Зеленского был призван сделать любое обсуждение переговоров табуированным, поскольку заваливать Россию трупами украинских солдат сложно, когда маячит возможность договориться.
В 2024 году стало очевидно, что Украине имеющимися средствами не переломить ситуацию. И здесь вырисовываются две альтернативы: либо втягивать НАТО, о чем говорят отъявленные враги России, или договариваться.
Указ этот на самом деле символический и переговоры могут быть проведены без его отмены. Дело в том, что всю историю выстраивания Россией договоренностей с украинским режимом с той стороны бумажки подписывали какие-то странные неофициальные лица, а гарантами выступала Европа. Кто сядет за стол переговоров в будущем — вопрос открытый. Пока эта перспектива крайне далека. Сейчас самый большой максимум, на который готовы пойти наши противники, — заморозка конфликта или перемирие, с чем соглашаться, однозначно, себе дороже.