Государственная Дума на внеочередном пленарном заседании утвердила Михаила Мишустина в должности председателя правительства. Владимир Путин обратился к депутатам с такой просьбой накануне.
Старый-новый премьер сделал 20-минутный доклад о том, при помощи каких механизмов правительство планирует реализовать майский указ президента и другие поручения главы государства.
Из информации, которая прежде из уст премьера не звучала, можно выделить, что кабмин подготовит 9 проектов технологического суверенитета. Это будет способствовать открытию десятков новых предприятий по каждому из 9 отраслевых направлений.
Новые заводы начнут выпускать сложные товары: станки, электронику, медицинскую технику, и так далее — все то, чего мы пока не производим. И позволят выйти на поставленную главой государства цель по снижению импорта до уровня не более, чем 17% ВВП.
Проект «Социальное казначейство», благодаря которому уже сейчас 42 государственные услуги оказываются льготникам автоматически, без подачи заявления, до конца года охватит всех, кому требуется поддержка. Этому будет способствовать завершение работы над единым реестром граждан, нуждающихся в предоставлении льгот.
Появятся два новых национальных проекта: «Семья», «Молодежь и дети».
— У нас в России 24,5 млн семей, в которых растут 30 млн детей, и нужно, чтобы государство поддерживало от момента наступления беременности женщины до достижения ребенком возраста 17 лет, — сказал Мишустин.
Затем докладчику пришлось ответить на 10 вопросов — по два от каждой фракции, и выслушать напутствие от их лидеров. Вся процедура заняла около двух с половиной часов.
О том, что изменится и в работе правительства, и в деятельности самого Мишустина после переназначения, «Свободной Прессе» рассказал генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«СП»: Алексей Алексеевич, можно ли ожидать, что мы увидим другого Мишустина после переназначения? К примеру — он изменит имидж, станет более брутальным?
— Нет, я думаю, что Михаил Владимирович останется прежним. Экспертное сообщество давно за ним наблюдает, и такое ощущение, что он не меняется.
Крепкий, добротный профессионал, очень спокойный. У него есть приоритеты, он очень четко расставляет акценты. Я думаю, что именно этим он и ценен в условиях сначала ковида, а теперь — СВО. И меняться ему не нужно.
Я предполагаю, что линией отсечения для него является окончание СВО. Вполне вероятно, что у Мишустина контракт с Путиным именно до этого момента.
Хотя вполне возможно, что этот контракт будет пролонгирован и после СВО. Препятствий для этого пока не видно, если все будет нормально.
«СП»: А какие изменения грядут в работе правительства после переназначения Мишустина?
— Ожидается очень серьезная переборка функционала вице-премьеров. Предстоит масштабная налоговая реформа, которая отразится на рейтингах правительства в сторону снижения. Люди будут недовольны увеличением налоговой нагрузки, и этот негатив упадет на кабинет министров. Мишустину придется компенсировать его с помощью исполнения социальных обязательств, которые уже озвучил Владимир Путин.
Так что работа предстоит очень трудная, — предполагает Алексей Мухин.
В свою очередь, независимый экономический обозреватель Константин Смирнов, понаблюдав за общением Мишустина с депутатами перед утверждением на пост премьера, сделал вывод, что Михаил Владимирович на глазах становится более уверенным и жестким:
— Когда Мишустин еще не начал выступать, а сидел в зале и слушал, что говорит спикер Госдумы Володин, мне бросилось в глаза, что старый-новый премьер выглядит очень физически переутомленным. Видимо, он в последнее время почти не спал.
Но тем не менее, когда Мишустин стал говорить, а в особенности — отвечать на вопросы и предложения, стало очевидно, насколько он уверен в себе и в том, что делает.
Ощущение, что у него на все вызовы есть ответы. Он уверенно оперирует цифрами, не подсматривая в бумагу, голова наполнена информацией, которой он живёт и успешно пользуется, преобразуя её в идеи.
«СП»: У депутатов нашлось два очень неудобных вопроса к Мишустину — о том, что финансовая политика нашей страны якобы не суверенна и что некоторые министры игнорируют обращения депутатов.
— Да, и он очень доказательно разбил первое обвинение. А когда депутаты пожаловались, что не могут дозвониться до министров, Мишустин четко ответил: если кто-то (из министров) не отвечает на звонки — сегодня же с ними разберусь.
Мишустин сказал: «Предоставьте мне список этих людей», и Володин даже опешил. И ответил премьеру, что депутаты не ожидали такой жесткой реакции.
Видимо, жесткость в управлении, в том числе — в принятии кадровых решений, у Мишустина будет усиливаться. У нас в стране сформировалась система ручного управления…
«СП»: Которую все критикуют…
— Тем не менее она работает. И видно, что Мишустин принял эти правила. Поэтому, вслед за президентом, он усиливает собственный личный контроль.