Утром 1 августа пришла новость с берегов Балтики. Самолет, который был задействован при обменах заключенными между Россией и США — в частности, Виктора Бута, приземлился в Калининграде на фоне сообщений о готовящемся обмене осужденного в РФ за шпионаж американского журналиста Wall Street Journal Эвана Гершковича. Это стало ясно из данных портала Flightradar24.
Накануне, 31 июля вечером, в зарубежных СМИ прошло сообщение:
в ближайшее время состоится обмен заключенными между Россией, Белоруссией, Германией и США, а также еще несколькими странами.
Об этом рассказал словенский телеканал N1.
Приводились подробности: Словения депортирует Артема и Анну Дульцевых осужденных за шпионаж в пользу России, которые, как утверждают в Любляне, выдавали себя за аргентинцев Людвига Гиша и Марию Розу Майер Мунос. Отмечалось, что пара признала вину.
Кроме того, как заметила пресса, на днях адвокаты сразу нескольких заключенных в России сообщили, что их подзащитных увезли из колоний и СИЗО: речь о бывшем главе муниципального округа Красносельский Илье Яшине*, правозащитнике Олеге Орлове*, соратников А. Навального** в Уфе и Томске Лилии Чанышеве** и Ксении Фадеевой**, а также художнице Александре Скочиленко, осужденных по разным статьям УК.
В Кремле и посольстве США от комментариев отказались.
В целом, что вполне понятно, конкретной информации — кого на кого меняют, пока мало.
В СМИ сообщалось, что российская сторона попросила включить в обмен заключенными с США гражданина РФ Вадима Красикова, который бы приговорен в Германии к пожизненному заключению за убийство гражданина Грузии чеченского происхождения Зелимхана Хангошвили. Кроме того, как мы писали ранее, речь может идти и о немецком наемнике-террористе Рико Кригере, приговоренном к расстрелу в Белоруссии, но помилованном белорусским президентом.
Почему об этом обмене заранее сообщали СМИ? Ведь обычно подобные операции проходят без лишней огласки.
— Если основные нюансы обмена действительно согласованы, сторонам как раз выгодно привлечь внимание к такому событию, — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Всем вовлеченным сторонам в таком случае важно продемонстрировать, что они могут добиваться освобождения своих граждан или людей, представляющих для них интерес по каким-то другим причинам. В таком случае обсуждение слухов, постепенно обрастающих подробностями, как раз работает на усиление резонанса.
Для пришедших к подобным договоренностям государств такой резонанс, как правило, важен и если речь идет о обмене широко известных фигур (скажем, о деле того же Эвана Гершковича в американских СМИ писали весьма активно). Но это важно и в ситуациях, когда в связи с такими обменами упоминаются менее узнаваемые персонажи, например, осужденные по обвинению в работе на спецслужбы соответствующей страны.
Для спецслужб каждого из вовлеченных в процесс такого обмена государств упоминание о менее узнаваемых заключенных в рамках подобных договоренностей — еще один повод напомнить и официальным сотрудникам, и своим агентам — «даже если попадетесь, вытащим».
«СП»: Кто, по-вашему, выступает инициатором столь масштабного обмена? Кому этот обмен больше нужен: нам или им?
— Заинтересованы в подобном обычно все вовлеченные стороны. Не слишком затягивать с обменом также может быть в интересах всех сторон.
Сложно не заметить, что обмен происходит в начале решающего этапа президентской гонки в США. Демократической администрации США важно показать, что она может добиваться освобождения своих граждан. Кстати, такой гражданин или граждане вполне могут оказаться в США как раз незадолго до предвыборного съезда Демпартии.
Деятели российской внесистемной оппозиции, если они тоже получат свободу в рамках такого обмена, именно широкой американской аудитории, в принципе, менее интересны. Но и их освобождение вполне можно будет представить в выигрышном для действующей администрации США ключе.
С точки зрения российской стороны — совсем не факт, что с возможной новой администрацией США договориться о таком обмене было бы проще.
К тому же, в обоих случаях «пересменка» в ключевых американских ведомствах, согласующих нюансы обмена, после принесения присяги новым президентом (а это произойдет только в январе 2025 года) тоже может затянуться, что дополнительно осложнило бы переговоры.
«СП»: Почему в обмене участвует так много стран, в том числе, казалось бы, далёкая от этого противостояния Словения? Какие страны могут иметься в виду под «еще несколькими»?
— Возможно, вовлечение в процесс обмена этих стран могло стать частью договоренностей между представителями России и США. Например, Вашингтон мог оказать влияние на вовлеченные в процесс страны НАТО, а Москва — на Минск.
— То, что обмен заключёнными готовится, можно было предположить, исходя из просачивающихся в информационное поле рассуждений о судьбе американца Гершковича, осужденного в России, — считает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Однако накануне в СМИ стали появляться даже списки политзаключенных для возможного обмена. Если верить этим спискам, Россия может выдать для обмена, в том числе, оппозиционеров второго эшелона. При этом интерес Запада в них лежит в политической плоскости, хотя в списках не фигурирует имён, сопоставимых по масштабу своей активности со скончавшимся Навальным. Поэтому, особенно сенсационного в планируемом обмене ничего нет.
Для американцев значение обмена может рассматриваться в качестве элемента предвыборной кампании — из разряда «вот какие мы борцы за справедливость и демократию — даже идем на обмен заключёнными». Россия же репутационно в результате этого обмена приобретает больше, особенно на фоне того, что предлагаемые с нашей стороны к обмену российские оппозиционеры по факту мало кому нужны.
«СП»: А нужно ли выпускать этих «оппозиционеров», чтобы они продолжили подрывную деятельность за рубежом. И нет ощущения, что обменивая россиян на россиян, мы переходим некую черту? Помнится, мы потешались над Украиной, когда она так делала, деля украинцев на «правильных» и «неправильных»…
— За рубежом тех, кто пытается проводить подрывную деятельность против России, и так чересчур много. Только вот эффект от деятельности этих людей сомнителен. Поэтому, с нашей стороны такой подход к обмену можно рассматривать еще и в качестве жеста доброй воли. Вы на Западе восхищались Навальным? Вот вам его последователи, и делайте с ними, что хотите.
В отношении «правильных» и «неправильных», такое деление здесь не вполне уместно — люди эти осуждены, и по серьезным уголовным статьям.
* Внесены Минюстом в реестр иноагентов
** Алексей Навальный внесен Росфинмониторингом в список организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к терроризму и экстремистской деятельности.
** Лилия Чанышева внесена Росфинмониторином в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
** Ксения Фадеева внесена Росфинмониторингом в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.