Реджеп Тайип Эрдоган встретился с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Нью-Йорке. Встреча прошла в Турецком доме в закрытом формате. Хозяин подарил гостю свою книгу «Более справедливый мир возможен».
До этого Эрдоган в ходе выступления на 79-й сессии Генеральной ассамблеи ООН определил «формулу отношений между двумя странами».
По его словам, «нормализация отношений между Баку и Ереваном повлияет на наши отношения с Арменией», и отметил, что «надеется на положительные результаты диалога между сторонами».
В свою очередь Пашинян, выступая на Генассамблее, заявил, что «Азербайджан и Армения согласовали 80% текста мирного договора, Ереван предлагает подписать его и установить дипломатические отношения».
Но президент Азербайджана Ильхам Алиев обвинил руководство Армении в попытке «затягивания времени на переговорах», отмечая, что из последнего пакета предложений, переданных Еревану, изъяты 3 пункта из 16. Алиев назвал такой подход «примитивным». И не только это.
Выступая на первом заседании Милли меджлиса (парламента) Азербайджана, он выступил с предупреждением в адрес Армении, от которой, по его словам, «в любой момент можно ожидать провокации», так как она «проводит совместные учения с некоторыми крупными государствами, ей поставляются оружие и боеприпасы из западных стран».
«Планы некоторых западных стран настроить Армению против нас очевидны», отметил Алиев. И потребовал прекратить официальные территориальные претензии к Азербайджану: «Конституция Армении должна быть изменена, а Минская группа ОБСЕ должна быть распущена».
В таком контексте возникает вопрос о переговорных темах между Эрдоганом и Пашиняном в Нью-Йорке, которые обсуждались в закрытом формате. Кстати, на это обратило внимание турецкое издание Sözcü, цитируя слова Эрдогана о том, что «между Турцией и Арменией пройдено значительное расстояние на пути к безоговорочной нормализации», и его призыв «к продолжению процесса диалога».
По версии некоторых турецких экспертов, Пашинян мог обратиться к Эрдогану с просьбой повлиять на Алиева, чтобы тот снял некоторые «жесткие требования», выполнение которых «может углубить раскол в армянском обществе, привести к политической дестабилизации в стране».
Но тут вылезают наружу важные нюансы, на которые указывает газета Sabah. Дело в том, что Ереван уже не позиционирует себя как стратегический союзник Москвы, член ОДКБ. Он стал активно сотрудничать с НАТО и ЕС. Тогда как у Турции и Азербайджана «увеличивается число проблем с Западом». Таким образом у Еревана исчезают шансы достичь договоренностей с Анкарой и Баку на антироссийской основе.
Когда Эрдоган говорит, что условия для долгосрочного мира в регионе Южного Кавказа «возникли после завершения оккупации Нагорного Карабаха», такие представления расходятся с тем, к чему стремится Пашинян. При этом нельзя исключать, что он пытается разыграть «карту» Зангезурского коридора, соединяющего Азербайджан с Нахичеванью и Турцией, добиваясь согласия Баку подписать мирный договор в усеченном варианте.
Но Турция, прорываясь в ШОС и в БРИКС, не желает действовать на этом направлении в обход России, как и не намерена выводить отношения с Ереваном из-под контроля Баку. Поэтому стремление Пашиняна разыграть «турецкую карту», ввести диалог с Анкарой в контекст отношений Турции с США и с Западом, где, как пишет Milli Gazete, сильно влияние армянской диаспоры, также проваливается.
Что дальше? Если за встречей Эрдоган-Пашинян в Нью-Йорке последуют конкретные дела, то на теоретическом уровне можно предполагать, что в ближайшее время у Алиева сменится армянская риторика, появится еще один механизм взаимодействия «для формирования атмосферы взаимного доверия с Пашиняном с целью установления нормальных отношений между двумя странами».
Но в данный конкретный момент такой ход событий маловероятен. Вот почему публичная риторика Пашиняна и Эрдогана лишена конкретности.
«Большая игра» в Закавказье продолжается.