Бывшему премьер-министру Грузии Ираклию Гарибашвили предлагали начать войну с Россией, заявил основатель и почетный председатель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили. Такой разговор вел некий «высокопоставленный чиновник западной страны».
На вопрос: «Как вы себе это представляете, сколько дней мы сможем продержаться?», ему ответили: «Дня три-четыре». Успокоили при этом, что грузин ведь тоже три-четыре миллиона, так что за три-четыре дня всех не убьют. А потом можно начать партизанское движение в лесах. Запад поможет — по примеру Афганистана в 80-е или соседней Чечни в 90-е годы.
Премьер-министр решил, что ради этих трех-четырех дней не стоит канитель затевать. Он помнил 2008 год, Цхинвал и очень странно прерванный бросок русских БТР и танков на Тбилиси.
Впрочем, в Грузии стараются лавировать между Западом и Россией, чтобы вылавировать в свою пользу. Так, нынешний премьер и председатель правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе, сменивший Гарибашвили, заявил недавно, что можно было бы организовать референдум об открытии второго фронта против России и выяснить позицию населения. Мол, если люди хотят, мы можем, а если нет, то не стоит. Позже он объяснил свои слова о референдуме как сарказм, который не все поняли.
Политолог, востоковед Станислав Тарасов напомнил, что «война Грузии с Россией» — известная в этой стране риторика, её можно бы и не повторять:
— Другое дело, что недавно грузинская оппозиция собрала 50-тысячный митинг. Это генеральная репетиция парламентских выборов 26 октября, демонстрация действующей власти возможностей её оппонентов. Они идут ва-банк и у них получается держать общество в напряжении, собирать десятки тысяч людей на протестные митинги.
«СП»: Даже целую серию уличных демонстраций по всей Грузии провели против поддержки парламентом нового «Закона о прозрачности иностранного влияния», который требует от НПО регистрации в качестве «агентов иностранного влияния».
— Это у них получилось. Но не получилось созвать параллельное официальному «техническое правительство», как они хотели. Еще оппозиционеры заявляли о намерении создать некий комитет по наблюдению за ходом выборов, подсчетом голосов. Но пока данных о создании такого комитета нет.
Видимо, отрабатывается некие действия как со стороны оппозиции, так и со стороны власти. Оппозиция заявляет, что выборы, которые еще не состоялись, она объявит сфальсифицированными, если только правящая партия «Грузинская мечта» получит абсолютное большинство и сформирует однопартийное правительство…
Получив депутатские мандаты, оппозиция планирует создать так называемое «временное правительство» во главе с нынешним президентом Саломе Зурабишвили. По этому сценарию Зурабишвили должна вывезти оппозиционных депутатов в Кутаиси и создать там «временную грузинскую столицу». Тогда появится элемент двоевластия, а то и гражданской войны.
«СП»: Если вспомнить, что Зурабишвили бывшая французская гражданка, то можно предположить, что неназванным «высокопоставленным чиновником западной страны», который провоцировал грузин на короткую войну с последующей партизанщиной, был Эммануэль Макрон.
— Грузин провоцируют на столкновение. Нынешняя власть тоже готова к форс-мажорному сценарию. Как дальше могут развиваться события — сказать сложно.
Если правящая партия не получит абсолютного большинства и будет вынуждена по итогам выборов пойти на создание коалиционного правительства с участием оппозиции, то все пройдет мирно и спокойно, а оппозиция продолжит и дальше проводить эрозию правительства, ведя дело к внеочередным выборам весной будущего года.
По замерам, которые сейчас производятся, правящая партия не может иметь абсолютного большинства. Оппозиция в парламенте составит 35−40%. Протестный электорат достаточно серьезен.
Россия следит за ситуацией. За ней следит и Азербайджан, потому что через Грузию проходят все его энергетические коммуникации с выходом на Турцию. Если правящая партия проиграет, Запад может взять их под контроль и оказать давление на Баку, заставив, на определенных условиях помириться с Ереваном, шантажируя ограничением транзита.
«СП»: Грузия не президентская, а парламентская республика, как например Италия или Чехия. Реальной власти у президента немного. А Зурабишвили, значит, хочется большей власти?
— Да. Срок полномочий у неё истекает в начале будущего года. Нынешние действия Зурабишвили выходят за пределы конституционных норм. Неслучайно ей объявили уже второй импичмент.
Первый не получился, действующая власть не смогла его добиться, не хватило голосов в парламенте. Зурабишвили сохранила пост президента. Сейчас провести импичмент невозможно, соотношение сил неподходящее. Импичмента будут добиваться с новым составом парламента.
«СП»: А если Зурабишвили придет к власти, став если не премьер-министром, то, допустим, министром обороны, то «второй фронт» против России могут открыть?
— Смотря какой «второй фронт». Если иметь в виду дестабилизацию обстановки в Закавказье, то да.
«СП»: Есть ли у Грузии силы и ресурсы начать реальные боевые действия против России?
— Напомню, что августовский конфликт 2008 года продлился всего две недели. Да и то Россия медлила, мы тогда, в силу определенных причин, были не готовы.
А сейчас наша страна имеет очень серьезную, боеспособную армию. У нас есть военные базы в Абхазии и Южной Осетии. Теперь специальная военная операции против грузинской агрессии — это вопрос одних или двух суток.
Так что слова про «второй фронт» несут демагогический, декларативный характер. Вопрос в другом, Грузия может начать проводит в Закавказье другую политику, считает эксперт…
Всего в Грузии около двадцати крупных политических партий и коалиций, из которых полтора десятка оппозиционные. Можно сказать, это «страна оппозиционеров». После того, как нынешний патриарх грузинской политики, формально отошедший от дел Бидзина Иванишвили справился с Михаилом Саакашвили, в Грузии наступил период «долгосрочного мира» с Россией. 2008 год отрезвил многие горячие головы.
Но француженка Зурабишвили «гадит». Любопытно, что уселась она в президентское кресло также не без участия «Грузинской мечты». А теперь ее свергнуть никак не могут. У Саломе есть партия, за которую голосует один процент избирателей.
Европарламент требует от Грузии присоединиться к санкциям против России. Угрожает. Тот же Кобахидзе заявил, что в телефонном разговоре еврокомиссар по расширению Оливер Варгейи напомнил ему о судьбе премьер-министра Словакии Роберта Фицо, на которого было совершено покушение. Кобахидзе пока держится.