Что произойдёт после 20 января 2025 года? Все зациклились на позиции Трампа на Украине. А я вот утверждаю, что вне зависимости от ситуации на Украине Трамп полезет на наш Севморпуть.
В XXI веке требования США неизменны — Северный Ледовитый океан должен стал американским озером. Разница в позициях президентов лишь в большей агрессивности Трампа в данном вопросе. Свои требования США маскируют формулой свободы мореходства по СМП и Канадскому Северо-западному проходу (СЗП).
Однако разница между СМП и СЗП огромна. Начну с длины. СЗП — около 1200 км, а СМП — 14 тыс. км, то есть в 11,5 раз больше. Ледовая обстановка на СЗП куда хуже, чем на СМП. Соответственно, СМП — реально действующий морской путь, а на СЗП — лишь эпизодическое движение судов.
Так, в 2023 году по СМП прошло 730 судов, не считая ледоколов. А вот по СЗП за сто лет, с 1905 по 2005 год, прошло всего 69 судов. Из них: два (!) танкера, 18 ледоколов, 20 малых частных яхт и 29 круизных судов. До сих пор ни о каком коммерческом использовании СЗП нет и речи. При этом «северный завоз» в Канаде и на Аляске осуществляется по воздуху, а на СМП в основном по морю.
В 1925 году Канада стала первой северной страной, расширившей свои границы до полюса. В следующем 1926 году СССР последовал примеру Канады и присоединился к секторальному разделу Арктики. Таким образом прямая от границы СССР на Кольском полуострове до Северного полюса и от острова Ратманова на Чукотке до полюса стали границами советского сектора Арктики.
Секторальный раздел — единственный разумный способ разграничения в Арктике. К примеру, это и постоянно меняющиеся ледовый покров и территориальные воды. Ежегодно советские, а позже российские гидрографы открывают и закрывают острова в Арктике.
Как можно закрыть остров? Доказать, что это не суша, а нагромождение ледяных гор, покрытых грязью и копотью. Так, в январе 2019 года российские гидрографы в районе архипелага Земля Франца-Иосифа открыли пять новых островов и закрыли два.
А какое значение имеет открытие небольших безлюдных и даже не имеющих растительности островов? При секторальном разделе Арктики — никакого. Но, к сожалению, в 1997 году по указанию Ельцина Россия подписала морскую конвенцию 1982 года, отменившую секторальный раздел Арктики. Конвенция худо-бедно подходит к Атлантике или к Тихому океану. Но для Арктики её положения зачастую двусмысленны, и каждая страна трактует их по-своему.
И сейчас в Арктике, согласно конвенции 1982 года, открытие любого острова означает приращение территориальных вод государства минимум на 450 квадратных миль и более чем на два порядка — приращение экономической зоны.
И, соответственно, к таким же потерям приводит закрытие острова. А в пределе — вторжение иностранных военных кораблей в территориальные воды — повод для войны. А почему сейчас нет таких инцидентов? Да потому, что военные корабли США и НАТО там пока не ходят.
Разговоры США о свободе мореходства по СМП — просто наглая ложь. Свыше 90% судов, проходящих по СМП — российские. Северный морской путь был открыт для иностранных судов только в 1991 году.
Но он иностранным судовладельцам оказался без надобности, и первые иностранные коммерческие суда пришли на СМП спустя 15 (!) лет после его открытия. Так, в 2009 году по СМП прошли два иностранных судна. Максимальное число иностранных судов, включая российские под «удобными» флагами, — 158 — прошло по СМП в 2021 году. Из них только 75 судов шли транзитом. Подавляющее большинство судов, входящих в акваторию СМП, идут в российские порты, а затем возвращаются.
С 2013 по 2021 год Севморпуть прошло судов: английских- 21, французских — 8, итальянских — 3, китайских — 113, а остальные — под «удобными» флагами. Причём, с 1991 по 2024 год включительно по СМП не прошло ни одного американского коммерческого судна! Их не пускают? Наоборот, администрация СМП всеми правдами и неправдами зазывает иностранных судовладельцев. Просто американскому бизнесу невыгоден проход по СМП даже в случае тотального потепления.
А ходить Северо-Западным проходом американским судам выгодно, особенно супертанкерам, контейнеровозам и атомным авианосцам, осадка которых не позволяет проходить Панамским каналом. Но, увы, льды мешают, и США остаётся ждать глобального таяния льдов.
Так зачем же американцы лезут на Севморпуть? Американским судовладельцам он на дух не нужен, а любой иностранный судовладелец никогда (!) не отправит своё судно в Арктику без поддержки структур СМП, даже если Россия это разрешит. Ну а пока проход иностранных судов по СМП требует предварительной заявки, получения разрешения и уплаты определённого сбора в зависимости от тоннажа и класса судна.
Проход коммерческих судов без поддержки структур СМП технически невозможен. И если найдётся какой-то судовладелец-авантюрист, то ни одна страховая компания мира не захочет с ним связываться.
Ларчик открывается просто — США используют болтовню о свободе мореплавания как фиговый листок для прикрытия попыток захватить СМП вместе со всеми его структурами! Для приличия прилагательное «американский» США заменяют прилагательным «международный» контроль.
О чём идёт речь? О захвате 30 с лишним российских портов на трассе Севморпути, 10 ледоколов «Росатомфлота», включая 7 атомных, десятков аэродромов, 22 маяков, 68 метеостанций
А можно ли без стрельбы отвадить попытки американских судов самовольно заходить на СМП? Таких способов множество. Так, например, американцы уже года два жалуются на работу наших РЭБ на Камчатке и трассе СМП.
Вспомним, как ещё 24 апреля 2014 года на Чёрном море на американском эсминец «Дональд Кук», шедшем в направлении Крыма, после облёта российским Су-24 внезапно вырубились все РЛС и системы управления ракетами.
А осенью 2023 года шедшая в российском секторе Арктики американская атомная подводная лодка «Коннектикут» была вынуждена всплыть из-за отказа «жизненно важных» электронных бортовых устройств.
Командование ВМФ США обвинило в этом русских, использовавших какие-то неизвестные подводные системы РЭБ. Даже простое глушение гидролокаторов подводной лодки супостата может заставить его налететь на подводную скалу.
Кроме того, можно использовать и старые добрые способы. Так, 29 ноября 1939 года структуры СМП внезапно прекратили передачу сводок погоды открытым текстом, то есть перешли на шифр. Советские суда на Севморпути получали метеосводки с помощью одного шифра, а дружественные на тот момент государства — другого шифра.
Таким образом, российские суда в Арктике будут получать метеосводки одним шифром. На борт же иностранных судов, проходящих СМП на законном основании, то есть уплативших сбор, доставить по паре наших шифровальщиков, и метеосводки они будут получать другим шифром и только по району движения иностранного судна.