Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Авиакатастрофы
30 декабря 2024 13:33

Авиакатастрофа под Актау: Алиев, когда резко обвиняет Россию, забывает сказать о многих очевидных вещах

Разбившийся самолет спикировал на и без того сложные отношения между Баку и Москвой

25878
На фото: спасатели на месте крушения пассажирского самолета Embraer ERJ-190AR «Азербайджанских авиалиний», следовавшего из Баку, в районе Актау.
На фото: спасатели на месте крушения пассажирского самолета Embraer ERJ-190AR «Азербайджанских авиалиний», следовавшего из Баку, в районе Актау. (Фото: Stringer/NEWS.ru/Global Look Press)
Материал комментируют:

Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал довольно-таки резкое интервью по поводу инцидента с самолетом Embraer 190 компании Azerbaijan Airlines (AZAL), летевшего из Баку в Грозный. Самолет не смог приземлиться в аэропорту чеченской столицы и совершил жесткую посадку с многочисленными жертвами в аэропорту казахстанского Актау.

Алиев прямо обвинил России в том, что это ее ПВО повредили самолет, а должностные лица пытались скрыть следы преступления. По его словам, Россия должна взять ответственность и принести публичные извинения за ситуацию с самолетом.

Днем ранее российский президент Владимир Путин во время телефонного разговора с Алиевым принес извинения в связи с тем, что «трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России». Судя по всему, азербайджанскую сторону это не удовлетворило…

Читайте также
Катастрофа в Актау: Куда спешит Алиев, назвав виновницей Россию? Катастрофа в Актау: Куда спешит Алиев, назвав виновницей Россию? Расследование еще не закончено, но что проблемы начались над Грозным — факт

Между нашими странами было всякое — достаточно вспомнить расстрел миротворцев в Карабахе и уничтожение азербайджанскими военными российского вертолета во время войны осенью 2020-го года, когда погибли российские пилоты. Баку в итоге извинился, но никогда наши отношения не омрачались столь резкими высказываниями на повышенных тонах.

Надо понимать, что оба инцидента произошли в разгар военного конфликта, что делает их весьма вероятными, и все должны понимать это. Но Алиев почему-то не упомянул, что ситуация в небе над Грозным возникла из-за атаки украинских беспилотников.

В любом случае, тему с самолетом, не дожидаясь результатов официального расследования, сейчас активно раздувают в азербайджанских СМИ и блогосфере, пытаясь выставить Россию единственным виновником происшествия и едва ли не недружественной Азербайджану страной.

Так вышло, что накануне Алиев подписал закон, который ограничивает пребывание россиян на территории Азербайджана сроком в 90 дней.

Официально — это ответная мера на аналогичный закон в России, однако совпадение с резким всплеском русофобских настроений из-за инцидента с самолетом уже не выглядит случайным совпадением.

Возникает ощущение, что кто-то очень умело пользуется ситуаций для того, чтобы вбить клин между странами…

— Интервью Алиева является своеобразной реакцией на инцидент, произошедший в воздушном пространстве России, однако любые выводы до появления результатов расследования все же выглядят преждевременными, равно как и обвинения, — убежден доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.

— По факту у всего есть первопричина, и та же работа ПВО также объяснима необходимостью отражения атак, в связи с чем закрывать глаза на очевидный украинский след, мягко говоря, не совсем объективно. Тем не менее, извинения Россией принесены, и это довольно значимо с политической точки зрения… Иные оформленные требования целесообразны по результатам расследования.

Запрет же на пребывание граждан России на территории Азербайджана сроком более чем на 90 дней выглядит в этих условиях как элемент повестки, значимым компонентом которой стала произошедшая катастрофа. Однако причинно-следственная связь между событиями представляется маловероятной. Развитие отношений с Азербайджаном остаются для России в числе приоритетов в рамках сохранения влияния на постсоветском пространстве

— Тон этого интервью может указывать на то, что в Баку намерены использовать инцидент с самолетом для усиления протурецкого и прозападного крена своей внешней политики, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.

— Видимо, это сигнал был не только для России, но и для других игроков — Турции, ЕС, НАТО… Да, произошла трагедия. Понятно, что никто не собирался сбивать пассажирский лайнер, но и уходить от ответственности также не следует.

«СП»: Обвиняя Москву, Алиев почему-то забыл сказать, почему ПВО работала в небе мирного города. Не потому ли, что оно было не очень-то и мирным из-за деятельности государства, которое Азербайджан поддерживает информационно и гуманитарно. И ближайший союзник Азербайджана — Турция, тоже поддерживает, причем открыто — поставками оружия. Не стоило ли хотя бы упомянуть об этом?

— Да, полагаю, что Азербайджану об этом стоит напомнить, в том числе публично. Если самолет действительно сбит российской ПВО, то ответственность лежит и на Азербайджане, руководство которого поддерживает киевский режим, а значит, ставит под угрозу и безопасность собственных граждан, которые находятся в России или направляются туда.

«СП»: Можно ли считать запрет на пребывание гражданам России более 90 дней недружественным жестом, или это просто ответная реакция на аналогичные меры России? Временное совпадение с авиакатастрофой?

— Думаю, эта мера азербайджанской стороны была ожидаемой, и напрямую с катастрофой она не связана. Кстати, резкие высказывания Алиева могут быть вызваны также и недовольством этими ограничениями для азербайджанцев в России.

Очевидно, для граждан этой страны данная мера намного более чувствительная. Просто потому, что азербайджанцев в РФ намного больше, чем россиян в Азербайджане.

Читайте также
Авиакатастрофы на Рождество: «Это кровавый Санта требует жертвоприношений» Авиакатастрофы на Рождество: «Это кровавый Санта требует жертвоприношений» Кто, зачем и почему считает 25 декабря «черным днем мировой авиации»?

«СП»: Запад умело использует украинский конфликт, чтобы ослабить позиций России на постсоветском пространстве. Но возникает ощущение, что трагический инцидент мог быть не случайным. Время авиарейсов хорошо известно и организовать атаку беспилотников именно в это время для ГУР, СБУ или иных спецслужб было «делом техники».

— То, что Запад использует конфликт на Украине для ослабления позиций России на постсоветском пространстве в целом — как говорится, медицинский факт. Что касается катастрофы, то что-то подобное раньше или позже должно было произойти. Но не думаю, что кто-то подстраивал это специально. Хотя, конечно, на Западе эту тему могли отработать по полной.

«СП»: Наши отношения с Азербайджаном теперь могут сильно осложниться? Особенно с учетом турецкого фактора?

— Усиление протурецкого крена Азербайджана неизбежно вело к ухудшению отношений с Россией. Особенно очевидным это стало после победы Азербайджана в Нагорном Карабахе при активной поддержке Турции.

Баку активно участвует в опасных для России пантюркистских играх Анкары. Кроме того, Азербайджан — важнейшее звено для альтернативных логистических коридоров Китай-Европа в обход России, через него же пойдут углеводороды из Центральной Азии в случае реализации Транскаспийского трубопровода.

Инцидент с самолетом — очень удобный повод закрепить и усилить эту линию поведения Баку.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Иван Мезюхо

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня