
«Анкара не против членства Украины в НАТО. Об этом говорил наш президент, так что это наша официальная позиция», — заявил глава МИД Турции Хакан Фидан в интервью агентству Bloomberg.
Интересно, что интервью вышло в тот же день, когда в Анкару на переговоры приезжал глава российского МИД Сергей Лавров. Совпадение? Вряд ли.
При этом американцы, за которыми всегда последнее слово в альянсе, явно не разделают турецкую позицию. Как заявил советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Майк Уолц, обсуждений возможного вступления Украины в НАТО не идет. Но Вашингтон поддержит предложения по гарантиям безопасности Украины, поступившие от Британии и Франции.
Ранее сам Трамп заявил, что не видит Украину в составе Североатлантического альянса. По крайней мере в ближайшем будущем.
Как понимать тогда слова Фидана? Турция задумала свою игру?
— У Турции действительно есть свои интересы на Чёрном море, и им явно не хочется, во-первых, чтобы Россия осталась бесспорной победительницей в этом регионе, а во-вторых, чтобы лавры главной переговорной площадки забрала Саудовская Аравия, — считает исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог Владимир Букарский.
«СП»: Действительно Эрдоган хочет видеть Украину в НАТО? Зачем?
— Для Эрдогана важно занять позицию главного покровителя Украины, особенно в условиях, когда США и ряд европейских стран европейские страны утратили к ней интерес и готовы воспользоваться ситуацией в своих целях. Однако Турция преследует собственные интересы, в том числе опираясь на фактор крымских татар.
«СП»: Турки задумали свою игру? Судя по всему, они готовы для этого взаимодействовать с Британией…
— Да, турки и не скрывают своей заинтересованности в повторении расклада Крымской войны. Вспомним, что тогда «гадящая англичанка» вступила в войну с Россией, защищая дышащую на ладан Османскую империю.
«СП»: А в НАТО, по-вашему кто-то реально хочет, чтобы Украина стала членом альянса? Или говорят, чтобы не выделяться?
— Реально хотят видеть Украину в альянсе озлобленные на Россию восточно-европейские «покемоны»: Польша, Чехия, прибалтийские карлики, а также Румыния и Болгария в лице их политических классов.
«СП»: По словам Уолтца, обсуждений возможного вступления Украины в НАТО не идет. Американцы не хотят видеть Украину в НАТО? Или это опять же слова для Москвы, чтобы не спугнуть ее, и переговоры продолжились?
— Американцам надоел украинский «кейс», что показали выборы и президента, и Конгресса. США хотят либо прекратить конфликт полностью, либо спихнуть ответственность за него на Европу. И тут Турция увидела для себя шанс реализовать в конфликте свой интерес.
— Турция ведёт на Украине свою игру и таким образом пытается усилить свои позиции, — не сомневается советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Это давняя традиция, идущая ещё с 17-го века, когда украинские гетманы присягали Османской Порте. Кроме того, это очередной сигнал, что Анкара не собирается следовать в фарватере политики США.
«СП»: А как понимать слова Уолтца? Или это просто попытка усыпить нашу бдительность, чтобы мы не соскочили с переговоров?
— Трамп в принципе настроен скептически в отношении НАТО и рассматривает альянс скорее как обузу. Но здесь многое будет зависеть от того, удастся ли Вашингтону договориться с ЕС и о чем. Членство или нечленство Украины в НАТО для Трампа вопрос не принципиальный.
«СП»: По-вашему, те кто заявляет о том, что Украина будет в НАТО, говорят это всерьез или не хотят выбиваться из мейнстрима? Не понимают, что это заявка на Третью мировую?
— Членство в НАТО Украины невозможно даже по формальным критериям — страна в состоянии вооруженного конфликта и не урегулированных территориальных споров. Поэтому эти разговоры скорее напоминают морковку, подвешенную перед носом осла и признаны стимулировать Киев на продолжение конфронтации с Москвой.
Никто брать Украину в НАТО не собирается — ее удобнее использовать без формального членства в альянсе
«СП»: Допускаете ли вы такой вариант, что турки решили сыграть первую скрипку, когда Штаты решат бросить Украину и Европу ради борьбы с Китаем? Судя по всему, они готовы для этого взаимодействовать с Британией…
— Турция усиливает свои позиции на постсоветском пространстве везде, где только может, одновременно выдавливая оттуда Россию. При этом Турция действует согласованно с ЕС. Закавказье уже фактически превратилось в турецко-европейский кондоминиум. Очевидно, то же самое Эрдоган не против провернуть и с Украиной.
«СП»: Интервью Фидана выходит в день визита в Анкару Лаврова. Не очень хороший фон для встречи, правда? Или задача Анкары как раз надавить на Москву?
— По поводу Турции не стоит питать иллюзий — для России это опасный соперник. И если раньше Эрдоган мягко стелил, то теперь начинает играть в открытую. Турция чувствует себя более уверенно и будет вести свою игру дальше.
«СП»: Зеленский недавно ездил в Анкару, заявлял о том, что рассчитывает на гарантии Турции. Ему реально что-то обещал Эрдоган?
— Опять же, вспомним судьбу гетмана Дорошенко, присягавшего турецкому султану. Ничто не ново под луной. Зеленский сейчас будет искать покровительства везде, и Турция с удовольствием воспользуется этим в своих интересах.
«СП»: Зеленский заявил о возможности создать аналог НАТО внутри самой Украины. Насколько это реально, и какую роль тут может сыграть Турция?
— Создать НАТО внутри страны — это демагогия, т.к. НАТО — международный альянс, в этом его смысл. Одна страна не может создать альянс сама с собой. Если речь об усилении украинской армии, то, опять же, без внешней поддержки Украина ничего не сделает — у нее нет ни ресурсов, ни денег, ни научно-технического потенциала для этого.
Турция, конечно, может оказать поддержку Украине и уже оказывает. Но и ее возможности переоценивать не стоит. Одно дело помогать Азербайджану против Армении, другое — Украине против России.
— Эрдоган всегда играл свою игру, и продолжает это делать, — говорит доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Вопрос членства Украины в НАТО, вероятно, будет подниматься и лидерами ряда государств, и медиа как минимум до тех пор, пока не возникнет однозначного понимания, что этого никогда не произойдет, либо не наступит всеобщего осознания, что НАТО является порождением холодной войны, и сам факт его существования в формируемой архитектуре миропорядка вызывает больше вопросов, чем ответов. Но не у лидеров государств, входящих в состав блока.
Впрочем, от того же Трампа, подписавшего недавно указ о выходе США из нескольких организациях при ООН, можно ожидать чего угодно. Как бы то ни было, в настоящее время наблюдается попытка перехвата украинской повестки Великобританией и отдельными государствами ЕС.
Анкара, вероятно, пытается к присоединится к ее продвижению, исходя из интересов сохранения роли арбитра, которую уже брала на себя в свое время. В то же время, первостепенная роль Турции в этом процессе представляется не вполне очевидной.
Выход интервью Фидана в день визита Лаврова, в целом, соответствует логике политики, подразумевающей в качестве своей цели оказание информационного давления, однако, в сущности, это мало что меняет.