
Произошло событие знакового значения. Сотрудник МИД Грузии Темо Сукашвили сообщил, что с 1 июля в Тбилиси закрывается Информационный центр НАТО и Евросоюза.
В соответствии с новой структурой министерства функции Информационного центра НАТО и ЕС будет выполнять Департамент европейской интеграции центрального аппарата министерства.
Внешне эта акция подается как решение аппаратного уровня, но Информационный центр НАТО и Евросоюза теряют самостоятельный, независимый от властей юридический статус.
Как напоминает Reuters, целью центра, который открылся в 2005 году и являлся фактически «государством в государстве», было «вовлечение населения Грузии в процессы европейской и евроатлантической интеграции».
Действительно, за 25-ти летнюю деятельность в Грузии Центр НАТО и ЕС объективно имел серьезные возможности держать эту страну под контролем во многих сферах государственной жизнедеятельности. При этом эксперты уверены в том, что если бы Тбилиси вовремя провел реформу административно-территориального обустройства, то имел шансы сохранить Абхазию и Южную Осетию.
Но, как считает американский журнал The American Conservative, «Запад допустил серьезную методологическую ошибку, убеждая грузин в том, что становление их новой государственности неизбежно сопряжено с противостоянием с Россией».
Конкретно претворять в жизнь такую установку стал президент Михаил Саакашвили, который, развязав в августе 2008 года войну с Россией, утратил контроль над Абхазией и Южной Осетией.
Взамен Тбилиси получил «любовь Запада», ярлык «центра демократии в Закавказье», с плацдарма которого планировалось начать «триумфальное шествие демократии в Закавказье».
Но это вводило Грузию не только в состояние потенциального противостояния с Азербайджаном, которого на Западе называли «авторитарным», и с «пророссийской» Арменией, но и в дебри региональной геополитики с подключением Ирана и Турции.
Под этим предлогом Североатлантический альянс осуществлял наращивание своего военного присутствия в Грузии, формируя у грузин «психологию осажденной со всех сторон осажденной крепости».
Соответственно внутри страны шло оформление прозападных политических сил. При этом двадцать лет страну кормили россказнями о том, что она «скоро будет интегрирована в ЕС и получит членство в НАТО», поддерживая эти обещания мелкими подачками типа установления безвизового режим со странами Шенгенского соглашения и членами ЕС, и некоторыми инвестициями.
В 2012 году в Тбилиси к власти прорвалась партия «Грузинская мечта». В стратегии она поставила задачу укрепить национальный суверенитет, в тактике использовала приемы маневрирования между различными политическими силами, а во внешней политике стала отходить от прежних жестких антироссийских действий.
Такой ход событий не устраивал Запад, который пытался втянуть Грузию в войну с Россией или присоединить ее к антироссийским санкциям в период начала украинского кризиса. Когда это не получилось, то был взят курс на свержение правительства.
Ответные действия «Грузинской мечты», типа принятия закона об иноагентах носили оборонительный характер. В итоге, как заявлял бывший командующий армии США в Европе генерал Бэн Ходжес, «западные страны и Североатлантический альянс проиграли в Грузии и стали терять там свое влияние». Главная причина — неприкрытый грубый переход к приемам колониального управление этой страной.
Новый президент США Дональд Трамп сорвал идеологическое прикрытие со своей внешней политике в целом, и в отношении Грузии, частности, заявляя о заинтересованности больше в «экономическом сотрудничестве двух стран». Потом впервые за последние 17 лет представители НАТО не упомянули будущее членство Грузии в организации. Причем все это происходит на фоне активного российско-американского диалога без прежней идеологической конфронтации и в условиях активного торгово — экономического сотрудничества между Грузией и Россией.
При этом Тбилиси впервые за годы новой независимости никто никуда не толкает, как бы демонстрирую, что процесс строительства государства не обязательно должен быть связан с перспективами вступления в НАТО или ЕС. Так что закрытие информационный центр НАТО и Евросоюза в Тбилиси является событием ожидаемым и предсказуемым.
Тем более, что оно произошло в условиях жесткого давления западных институтов на партию власти «Грузинскую мечту». Но, по мнению мэра Тбилиси Кахи Каладзе, «скоро все изменится, и появится настоящая Европа, к которой стремится Грузия».
На сегодняшний день Грузия является страной-кандидатом на вступление в ЕС. В 2024 году правительство приняло решение отложить дальнейшую интеграцию в ЕС до 2028 года. Опрос населения, проведенный Евробарометром, показал резкое снижение доверия к ЕС среди жителей Грузии: если полгода назад уровень поддержки составлял 66%, то теперь лишь 49% респондентов положительно оценивают деятельность блока, тогда как почти треть опрошенных высказалась негативно.
В то же время предстоящие муниципальные выборы в 2025 году станут еще одним испытанием устойчивости грузинской демократии и государственности. Однако Грузия не в силах ни изменить свою географию, ни переписать историю. Она пробыла в составе России более двух столетий и имеет с ней такую общую историю, которая показывает, что нельзя рисковать серьёзным противостоянием с близкими могущественными соседями, тогда как западные партнеры, как говорится в статье The American Conservative, «очень далеко».