«Все ключевые законопроекты рубятся на корню ЕР при поддержке сателлитов из ЛДПР…»
Сергей Аксенов



Военная активность США в Карибском бассейне, включая операцию с захватом президента Венесуэлы Николаса Мадуро, обошлась в $2,9 млрд, пишет Bloomberg, по оценке которого эксплуатация дислоцированных там с середины ноября по середину января кораблей достигала более $20 млн ежедневно.
«По нашим оценкам, операция „Южное копье“, которая включает в себя операцию „Абсолютная решимость“, вероятно, обошлась примерно в $2 млрд с августа 2025 года», — чуть урезала ценник бывший контролер Пентагона, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute, AEI) Элейн Маккаскер.
Пентагон не представлял официальную смету расходов на операцию в Карибском бассейне. Высокопоставленные законодатели из комитетов сената по ассигнованиям и вооруженным силам сообщили изданию, что им не предоставляли никаких цифр, но и не запрашивали дополнительное финансирование.
Новый раунд мирных переговоров по Украине: Что известно и чего ждать
Даже западные политологи не могут договориться друг с другом
Три миллиарда не такая астрономическая сумма для США, особенно учитывая бюджет того же Пентагона. Но и не маленькие деньги, которые могли бы пойти на проекты внутри страны. Не слишком ли дорого геополитические игры Трампа обходятся американскому налогоплательщику?
С другой стороны, США получили доступ в венесуэльской нефти, получили возможность вымести со своего «заднего двора» своих главных противников и конкурентов: Россию и Китай. А это стоит многого…
— Конечно, эти расходы не выглядят большими в масштабах США, тем более, по всей видимости, окупятся они действительно сторицей, — убежден советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— И да, операция была успешной и медийно эффектной, американский обыватель такие шоу любит.
«СП»: Насколько это подняло рейтинг Трампа? Какова во всем этом вообще пиар-составляющая?
— Пиар-составляющая действительно есть. Трамп демонстрирует, как «делает Америку снова великой» и распоряжается как хозяин у себя на заднем дворе — именно так в США воспринимают страны Латинской Америки.
«СП»: На выборах он это сможет использовать как успех во внешней политике?
— Безусловно. Хотя до выборов ещё много воды утечёт, так что к тому времени венесуэльский рейд уже изрядно сотрётся из массового сознания.
«СП»: Выборы еще только осенью, к тому времени явно что-то еще надо будет придумать? Есть что?
— Самый очевидный вариант — Гренландия. Но здесь все-таки сложнее. Если Венесуэла — страна «третьего мира», с которой можно не церемониться, то отжать остров у союзника по НАТО — вопрос гораздо более щекотливый, хотя чисто технически США могут это сделать хоть завтра. Также Трамп может активно париться на своем Совете мира. Это более безопасно, хотя далеко не так эффектно.
— Насколько американские вложения в Венесуэлу выигрышные — покажет время, — уверен доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Пока работает эффект от произошедшего, и он весьма неоднозначный. С одной стороны, американцы получили контроль над Венесуэлой и ее ресурсами, но вот в какой степени он реальный, а не иллюзорный — большой вопрос. С другой стороны, такая беспрецедентная операция несет в себе множество политических рисков, и ее отголоски еще скажутся на команде Трампа в перспективе.
Затраченные на операцию средства сопоставимы с небольшой долей процента в структуре расходов, заложенных в бюджете США на 2026 год. Однако они заметно больше, чем, к примеру, обозначенные расходы на поддержку Украины (400 млн) или Балтийскую инициативу безопасности для Эстонии, Латвии и Литвы (175 млн).
Такие диспропорции свидетельствуют о направлении вектора внешнеполитических приоритетов США. В то же время, дефицит бюджета США сохраняется, а «игрушки» Трампа, как видим, стоят недёшево.
Если рассматривать операцию в Венесуэле в контексте влияния на имидж Трампа, то несмотря на ее спорность с точки зрения реализации, она вписывается в контекст политики MAGA, и для простого обывателя она может играть в плюс.
А вот политические оппоненты Трампа могут использовать это в своих интересах. Так, а частности, лидер демократического меньшинства в Палате представителей США Джеффрис непосредственно после событий уже давал свою оценку на этот счет. Впрочем, высока вероятность, что осенние выборы будут проходить в атмосфере абсолютно иной информационной повестки. Тем более, что остаются открытыми темы как минимум с Гренландией и Канадой.
— Конечно же расходы 3 миллиарда долларов США для американского бюджета — это сумма, которая не представляет какого-либо стратегического значения, — говорит заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Евгений Семибратов.
— Более того, в результате проведенной спецоперации можно говорить о том, что Венесуэла постепенно переходит под внешнее управление Вашингтона. Об этом, в частности, говорит применяемая американской юстицией стратегия в рамках доктрины захваченного государства.
Она позволяет отменять решение венесуэльских национальных судов. И теперь уже американский Минфин выдает лицензии на продажу венесуэльской нефти. Американцы заявили, что они будут приветствовать продажу венесуэльской нефти Китаю, а именно Китай является основным покупателем углеводородов из Венесуэлы — но на практике мы уже видим, что Китай сталкивается с резким сокращением дисконта поставляемого из Венесуэлы топлива.
Также Минфин США уже выдает лицензии на экспорт, которые запрещают операции с конкретными партиями нефти, то есть их продажу в Китай, в Россию и в другие страны, с которыми Вашингтон ведет необъявленную геополитическую войну. Поэтому профит здесь однозначно есть.
Пол Робертс: Достижению мира на Украине мешает стратегическая ошибка Путина
Почему ведущиеся «мирные переговоры» наводят на мысли о мистификации
Полагаю, что американский бюджет от выдачи подобных лицензий, от получения контроля над финансовыми операциями во внешней торговле Венесуэлы, уже неоднократно отыграл эту сумму. Есть, конечно, такое хорошее русское выражение «победителей не судят», и несмотря на то, что избиратель Трампа крайне негативно относится к инвестициям в военно-политические авантюры, то в данном случае мы видим историю, когда США скорее получили, чем потеряли.
Поэтому эта история позитивно скажется в целом на рейтинге Трампа, все-таки его избиратель шел не только за вегетарианской повесткой, согласно которой США не должны никуда не влезать. Они все-таки шли еще за лозунгом «Делаем Америку снова великой», а возвращение контроля над ситуацией в Латинской Америке — это один из ключевых элементов проводимой Трампом политики.
Тем более, что американцы на уровне ментального сознания, я бы даже так сказал, искренне полагают, что вся Америка от Аляски до Огненной Земли — это зона их исключительных национальных интересов.
Что Трамп сможет продать ближе к выборам? Но если мы будем смотреть латиноамериканский фронт, в принципе, приоритет уже объявлен: Никарагуа, Куба. И учитывая внешнеполитическую активность вокруг Кубы, усиление санкций, не стоит исключать попытку провести аналогичную операцию против Гаваны, но уже ближе к выборам.