Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
19 сентября 2013 19:50

Литву настигло «предварительное наказание»

В республике уверены, что российская таможня наказывает страну за стремление Вильнюса втянуть в Евросоюз Украину

6898

На границе Литвы с Калининградской областью — скандал. Литовские фуры подвергаются особому досмотру, грузы застревают на несколько суток, скоропортящиеся приходят в негодность. Директор государственной продовольственно-ветеринарной службы Йонас Милюс пожаловался в Сейм, что производители молочной продукции намерены отказаться от экспорта, потому что товары приходят в негодность. А это — серьезный урон литовским экспортёрам. Правда, в последние дни появились сообщения, что российская таможня стала быстрее пропускать скоропортящиеся грузы, но в целом ситуация пока не меняется. Президент Литвы Даля Грибаускайте потребовала от правительства принять меры для защиты экономических интересов страны.

А какие тут могут быть меры? Пожаловаться в ЕС? Это уже сделал министр иностранных дел Линас Линкявичюс. Еврокомиссия призвала Россию незамедлительно отменить ограничения, применяемые в отношении литовских товаров. ЕК отметила, что действия, препятствующие торговле, не кажутся обоснованными и являются дискриминационными. Так считают и в Вильнюсе.

Премьер-министр Альгирдас Буткявичюс как бы оправдывается: «Правительство делает всё возможное, чтобы защитить экономические интересы Литвы. Межведомственная комиссия в Литве проводит ещё одно заседание, после которого должны проясниться дальнейшие шаги». По словам премьера, посол Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас, кстати, бывший министр иностранных дел Литвы, передал российским руководителям ведомств — министерства экономики и таможни — письмо с вопросом о том, по каким причинам стали принимать такие меры и когда это закончится? «Действия России оцениваем как необоснованные и очевидно дискриминационные. Я рад, что мы дождались внимания со стороны институций Европейского союза. Надеюсь, что, действуя вместе с ЕС, мы добьемся, чтобы Россия прекратила эти непозволительные действия», — сказал Альгирдас Буткявичюс.

Но дело в том, что никто в Литве не знает о причинах такого ужесточения, а ясных ответов нет. Всё началось недели две назад с особых проверок частных автомобилей, и «под раздачу» попал даже мэр курортного города Неринга Дарюс Ясайтис, чей водитель не смог его встретить в Калининградском аэропорту «Храброво», куда городской голова прилетел из Москвы. Автомобиль застрял на восемь часов на границе из-за досмотров. Выручили калининградские коллеги — подбросили к границе. Мэр попробовал выяснить причины. Ему ответили, что внедряется новая информационная система, которую почему -то испытывают именно на литовских машинах. Губернатор Калининградской области Николай Цуканов отрицает дискриминационные меры по отношению к литовским перевозчикам. Тем не менее генеральный консул Литвы в Калининградской области Вацлав Станкевич назвал происходящее «необъявленной блокадой».

Попытки литовских перевозчиков провезти грузы через Латвию приводят к тому же результату. Водители жалуются, что на российской стороны фуры всё равно отгоняют в сторону и проверяют так тщательно, что приходится терять много времени.

Правда, все эти жалобы носят общий характер. Глава представительства МИД России в Калининградской области Павел Мамонтов сказал журналистам, что когда пытаешься выяснить, где какое нарушение, никто не может привести конкретные факты — место, дату, время. Даже комиссар Европейского союза по налогообложению, бывший министр финансов Литвы Альгирдас Шемета говорит, что для борьбы с нарушениями, если они есть, нужны конкретные факты, а их не приводят.

Фактом всё же являются действительно огромные очереди литовских фур и жалобы перевозчиков. «Дело в политике», — уверены они. Говорят, что Литву наказывают за «неправильное поведение». Министр иностранных дел Линас Линкявичюс обращает внимание: ужесточение проверок совпало со стремлением республики закрепить связи стран «Восточного партнёрства» с Евросоюзом, отдаляя их от Таможенного союза. Литва сейчас председательствует в Совете ЕС, в ноябре пройдёт вильнюсский саммит «Восточного партнёрства». Линкявичюс призвал Европарламент выразить поддержку государствам, на которые оказывает давления Россия. Правда, подчеркнул: конкретных фактов, подтверждающих, что это политическое давление, у него нет, лишь предположения.

А вот у преподавателя Института международных отношений и политических наук Нериюса Малюкявичюса мало сомнений в политической подоплёке скандала. «Надо искать именно политический аргумент и политическую мотивацию, поскольку другие объяснения второстепенны, — говорит он журналистам. — Мне кажется, что проявляется недовольство России в связи с нашим лидерством в ЕС, в связи с визитом президентов стран Балтии в США, который показал, что США поддерживают наше государство».

Корреспондент «Свободной прессы» позвонил вильнюсскому политологу Юрию Долинскому с просьбой высказать своё мнение о ситуации.

«СП»: — Вы согласны с точкой зрения о политической подоплёке ужесточения?

— На самом деле точно мы не знаем. В 2009 году уже была такая ситуация, и якобы очевидных политических причин, как сейчас, для ужесточения не было. И вопрос разрешился очень быстро. Президент Даля Грибаускайте, тогда недавно избранная на этот пост, позвонила Дмитрию Медведеву, и кризис рассосался. Правда, тогда она демонстрировала доброжелательное отношение к России, а сейчас постоянно обвиняет её в давлении на Литву, и думаю, теперь такого звонка не будет. Но в целом та ситуация, мне кажется, говорила лишь о стремлении РФ защитить свой рынок.

«СП»: — А почему только Литва оказалась под пристальным взором?

—  Повторюсь: мы не знаем точных причин коллапса. Но Литва — один из крупнейших перевозчиков грузов в Россию. Вот только по данным литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков «Линава» границу пересекают 13 тысяч литовских фур. Их дневной простой обходится в 2 миллиона литов убытков, не говоря уже о продуктах, которые могут испортиться (1 лит = 12,5 рублей. — «СП). А сколько ещё перевозчиков?

«СП»: — Если версия литовских политиков и политологов о политической подоплеке верна, насколько, на ваш взгляд, эти меры эффективны?

— Я не уверен в их политической эффективности. Во-первых, не думаю, что Литва оказывает реальное влияние на геополитические процессы. Скорее, она выполняет волю «больших игроков», которые стремятся вырвать из поля влияния России ту же Украину. Другое дело, что литовская элита может либо активно, как сейчас, продвигать такие идеи, либо относиться к ним прагматичнее. Но направление её усилий всё равно было бы то же.

Во-вторых, такие меры, если даже у них нет политической подоплеки, укрепляют антироссийские силы. Если кто-то в Москве думает, что вот пусть литовский избиратель увидит, к чему ведёт антироссийская политика, и сделает правильный выбор, то он ошибается. Наоборот, такие меры используются в пропагандистских целях правыми силами Литвы, консолидируют их электорат. Недаром ведь в Вильнюсе сразу заговорили именно о политической подоплёке, хотя на самом деле это не факт. Классический случай — так называемая экономическая блокада, предпринятая советским правительством в 1990 году в отношении Литвы. Были введены некоторые ограничения, в частности, по поставкам топлива. Хотели показать, что Литве невыгодно выходить из состава СССР. А добились консолидации антисоветских сил, укрепили их позиции.

«СП»: — Так что же должна делать Россия, чтобы удержать в своей сфере бывшие республики СССР — страны «Восточного партнёрства«?

— Ну я же не государственный деятель. Это вы в Кремле задавайте такие вопросы. Но мне кажется, что нужно эффективнее демонстрировать выгоды участия в Таможенном союзе. Это ведь соревнование. Нужна позитивная волна. Другое дело, что и ЕС манит своими «пряниками», идёт идеологическая борьба, всё та же информационная война. Но «предварительное наказание», мне кажется, не лучший метод.

Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня