«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова
На прошлой неделе российский фондовый рынок основательно трясло. Главным событием стало обрушение акций ОАО «Мечел» на 47,2%. Вслед за «Мечелом» серьезно просели и другие металлургические компании.
Между тем, на поверку оказалось, что реальных экономических причин для такого обрушения на самом деле нет. Столь серьезное «проседание» «Мечела», которое и потянуло за собой остальные металлургические предприятия, было вызвано кризисной ситуацией, сложившейся в Челябинской области вокруг ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» («ЗМЗ»).
"Завод, некогда сверхприбыльный, а ныне доведенный прежними и нынешними владельцами до ручки, с 1 ноября этого года должен был полностью прекратить производство, вслед за которым должна была последовать процедура банкротства, — разъясняет в своей авторской колонке в «Новой газете» экономист Никита Кричевский. — Решение о фактической остановке завода и демонтаже производственного оборудования должно было вот-вот начать воплощаться, но социальные волнения в городе (как было сказано на одном из златоустовских митингов, «закрытие предприятия равносильно банкротству всего города») вывели локальную проблему далеко за пределы региона".
Ситуация осложняется еще и тем, что при ближайшем рассмотрении оказывается, что «ЗМЗ» отнюдь не единственное проблемное предприятия в некогда флагманском промышленном регионе — Челябинской области.
Так, по информации журнала «Компания"*, сегодня затруднительная финансовая ситуация возникла сразу на таких крупных челябинских предприятиях, как «ЗМЗ», «ЧТЗ-Уралтрак», АЗ «Урал» и Мшинский металлургический завод. Что делает в этих условиях губернатор? — резонно вопрошает издание. А губернатор Михаил Юревич все больше озабочен накручиванием собственного рейтинга. Вот только один пример: в начале этого года, по подсчетам специалистов ЧелГУ, губернатор Челябинской области ухитрился обогнать даже президента Владимира Путина: тогда рейтинг Юревича составил 75%, а президента — всего 61%. Правда, в тот раз пиарщики губернатора, видимо, и сами поняли, что немного переборщили, и через некоторое время все сведения о небывалой популярности главы региона аккуратно «подтерли», причем как с порталов информационных агентств, так и с сайта самого губернатора.
Что же до решения проблем «ЗМЗ», то тут Михаил Юревич, похоже, изначально предпочел максимально от конфликта дистанцироваться. При этом, естественно, о самопиаре не забывать. «Социальное напряжение в регионе растет. Люди, десятилетия работавшие на градообразующих предприятиях, теряют работу, и руководство региона обязано в было в первую очередь думать о них, быть гарантом их социального благополучия, а оно относится к проблемам предприятий региона как к спору хозяйствующих субъектов и не видит за этим судьбы реальных людей», — констатируют журналисты «Компании"*.
В настоящее время, одна из проблем находящегося на грани банкротства «ЗМЗ» заключается в том, что его нынешний фактический собственник «Мечел» не спешит расстаться с активом по какой бы то ни было цене. По оценкам «Мечела», стоимость «ЗМЗ» должна составить 9,4 млрд. Однако по расчетам аналитиков, которые приводит «Компания"*, стоимость актива учитывая все долговые обязательства, не превышает 1,67 млрд рублей. Очевидно именно поэтому нынешние переговоры «Мечела» и Уралвагонзавода, который, возможно выступит в качестве «спасителя» «ЗМЗ», затягиваются.
В судьбе «ЗМЗ» деятельное участие еще с лета этого года принимает полпред президента в УрФО Игорь Холманских. И еще в начале ноября предполагалось, что Михаил Юревич воспользуется визитом президента Владимира Путина в Екатеринбург и переговорит с ним о судьбе «ЗМЗ». Однако губернатор неожиданно для всех планы поменял, решив проблему в Екатеринбурге не обсуждать, а беседу с президентом перенести на более поздний срок. Не время еще подключать «тяжелую артиллерию», объяснил свое решение Михаил Юревич, выразив надежду, что переговоры с Уралвагонзаводом могут закончиться благополучно.
После этого глава Челябинской области отправился в Швецию — в командировку на конференцию, в ходе которой он не забыл «на камеры» упомянуть о поисках инвесторов для предприятий вверенного ему региона, в том числе и для «ЗМЗ». «Какого такого „стратегического инвестора“ для предприятия, в 2012 г. Сократившего на 16,6% производство товарного металлопроката, закончившего год с убытком в 424,7 млн рублей и переходящими долгами в 2,1 млрд рублей? Шведского что ли?», — недоумевает Никита Кричевский. Кстати сказать, по итогам 2012 года суммарный объем всех шведских инвестиций в челябинский регион составил всего 16 млн долларов, или около 0,6% от всех иностранных инвестиций.
«В данный момент перекладывание трудностей с региональных „плеч“ на федеральные и лично на Путина является острой проблемой для администрации президента, — делает вывод журнал „Компания“. — Люди на местах привыкли сглаживать сложные моменты за счет воли Путина и средств федерального бюджета, одновременно понижая рейтинг и доверие к федеральной власти». В случае же с Челябинской областью проблема осложнилась еще и тем, что фактическое самоустранение губернатора и нежелание решать проблему создало сложную ситуацию чуть ли не во всей металлургической отрасли. Наглядная иллюстрация тому — падение фондового рынка. «Действительно, новости с производств, различные форм-мажоры могут влиять на стоимость акций», — подтверждает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
Ну а что до Михаила Юревича, то он, похоже, во всей этой истории в очередной раз озабочен только лишь надуванием собственного рейтинга. Выразив надежду, что в ситуации с «ЗМЗ» удастся договориться по-хорошему, губернатор вместе с тем уже не преминул заявить, что если договориться все же не выйдет, то «будем принимать меры». «Губернатор уточнил, что под „мерами“ подразумевается обращение к федеральному руководству. Старшими грозился, стало быть. А может, нужно было честно и по-простому: „Не договоримся — подам в отставку“? Хотя бы лицо сохранить перед уходом», — резюмирует Никита Кричевский.
__________________________________
*) «Компания», 18 ноября 2013, с.28−32.
Фото: Коммерсантъ