Новость, при первом прочтении способная удивить даже тех, кто давно привык не обращать внимания на экстравагантные решения верховной российской власти: теперь министры должны отчитываться о своей работе перед коалицией общественных организаций. Уже состоялись встречи с министром труда Максимом Топилиным и министром сельского хозяйства Николаем Федоровым. В ближайшем будущем в ОНФ ждут с отчетами министра культуры Владимира Мединского и министра образования Дмитрия Ливанова.
Невольно напрашивается вопрос: почему высокопоставленные должностные лица, наделенные серьезными полномочиями и обремененные немалой ответственностью, до сих пор не отчитывались перед другими общественными организациями?
Ответ, судя по всему, в том, что ОНФ под председательством Владимира Путина вступает в новую фазу своего развития. Если учесть политический калибр этой «пиар-атаки», то с легкостью можно предположить, что ОНФ вскоре может серьезно изменить политическую жизнь страны. А что думают по этому поводу эксперты?
Павел Святенков, независимый политолог:
— Понятно, что началась «раскрутка» Народного фронта, который скоро начнет присваивать себе достижения, а недостатки привычно списывать на происки тайных врагов. Но пока он слаб с организационной точки зрения, и реально не может никого контролировать.
«СП»: — Путин жаловался, что его майские поручения плохо выполняются. Может быть, он действительно хочет использовать дополнительный инструмент контроля над правительством?
— Если бы он вправду этого хотел, то использовал бы для этого точно не Общероссийский народный фронт, у которого для такой работы нет ни средств, ни кадров, ни полномочий. Это всего лишь начало масштабной пиар-акции.
Сейчас во всех регионах принимаются поправки в законодательство, в соответствии с которыми как минимум половина депутатов в Госдуму будет избираться по одномандатным округам, а в Москве и Санкт-Петербурге так и все 100%. Соответственно, появляется возможность выдвигать кандидатов под брендом Народного фронта, но формально беспартийных. В этой модели «Единая Россия» получит свои 30—40% по партийным спискам, а почти все мандаты по одномандатным округам возьмут условно беспартийные выдвиженцы ОНФ — таков, мне кажется, план.
«СП»: — Если Путина по-прежнему устраивает «Единая Россия» у него за спиной, зачем понадобилось создавать альтернативный по сути Народный фронт?
— Это резервная структура на случай, если партия власти потерпит полный крах. Она потеряла немало авторитета, но краха пока не случилось, потому что многие связали с ней свою кадровую судьбу. Власть чувствует перед этими людьми некие моральные обязательства. Бренд потух — что ж, бывает, но «сливать» партию не обязательно. Народный фронт в этой ситуации — удобная подпорка.
Дмитрий Орешкин, независимый политолог:
— Народный фронт — действительно структура без статуса, и совершенно непонятно, почему нормальному, погруженному в дела министру следует перед ним отчитываться. А почему бы тогда министру не отчитаться перед «Свободной прессой» или перед Фондом борьбы с коррупцией Навального? Вопрос не в этом; понятно, что этого захотелось Владимиру Путину — так почему же ему захотелось, чтобы министры отчитывались перед ОНФ?
Народный фронт — детище Вячеслава Володина, который занимается внутренней политикой в президентской Администрации. ОНФ уже три года существует как потенциальная альтернатива «Единой России». Видимо, господину Володину удалось пролоббировать свою идею на самом высоком уровне, и удалось потому, что в голове Путина, очевидно, вызревает сюжет прощания с «Единой Россией» и ее лидером. Ему надо на кого-то свалить ответственность за невыполненные майские обещания и обрести поддержку в другой структуре. Таким образом, Общероссийский народный фронт приобретает государственную значимость. А история с министрами — очевидный сигнал всем, кто используется в качестве строительного материала для вертикали власти. Если ты играешь по правилам вертикали — проявляй уважение к Народному фронту.
«СП»: — Как, по-вашему, будет дальше развиваться «опыт» над ОНФ?
— Я думаю, его сначала обкатают на каких-то региональных ситуациях, потом поднимут на федеральный уровень, и вскоре он станет альтернативной «Единой России» системой общественной и номенклатурной поддержки путинской вертикали. Риторика станет более левой, «народной». Естественно, будут конфликты с «Единой Россией», потому что она не захочет уступать место у кормушки и будет бороться.
Путин встревожился, потому что он видит, что теряет популярность, а вместе с ним — и партия власти, которая всегда светила отраженным светом президента. «Единая Россия» всегда была профсоюзом бюрократии, понадобилось дать ей сигнал, чтобы она смекнула: надо поворачиваться от партии власти к Народному фронту.
«СП»: — Потом уже можно будет придать ОНФ юридический статус, зарегистрировать его как партию, к примеру?
— Это уже вторично. Сначала испытают потенциал: справляются ли ребята из ОНФ с поставленными задачами или просто ресурсы пилят, могут ли они выстоять в соревновании с «Единой Россией» на местах? Если они покажут свою эффективность, то их «приподнимут», легализуют — но вряд ли в виде партии, потому что путинская политика дискредитировала само это понятие. Будет что-то другое. Володин разумный человек и спешить не будет, да и Путин все аккуратно продумает.
«СП»: — «Единая Россия» окончательно потеряла лицо только из-за срыва майских обещаний, или можно уже говорить о полном, глубоком и последнем кризисе партии?
— Конечно. За те 15 лет, пока она маячит, у народа к ней накопилось немало претензий, да и попросту эти физиономии в телевизоре всем давно надоели. Так что пора ее сливать. Но нельзя же просто сказать: ребята, быстро сделали себе харакири и исчезли из политической среды. Как нельзя и прекратить существование «Единой России», не создав ничего взамен. Не то что бы Путину нужно на что-то опереться — он прекрасно обходится с бюрократией и силовиками, — а просто природа не терпит пустоты. Народу же надо дать какую-то другую соску-пустышку вместо выплюнутой им «Единой России».
«СП»: — Возвращаясь к министрам, с которых начался разговор: все-таки непредставимо, чтобы кто-то из них встал и спросил, почему он должен отчитываться перед ОНФ?
— Именно что непредставимо. На примере министров делается так, чтобы каждый мэр, каждый губернатор понял, что с Народным фронтом надо иметь дело. Скоро начнутся сюрпризы для «Единой России», которой региональные власти будут говорить: извините, хоть от вас и пахнет французскими духами, но актуальнее сейчас работать с народом, с «Уралвагонзаводом», а вы подождите, пожалуйста, в коридоре.
Фото: Владимир Астапкович/ РИА Новости