Реакция западных стран на присоединение Крыма к РФ в отечественной прессе, как правило, именуется «антироссийскими санкциями». Однако, на мой взгляд, термин этот совсем не корректен.
Национальные санкции действовали во времена «холодной войны», когда США применяли экономические рычаги, направленные на снижение экономических возможностей СССР. Сегодня же речь идет о персональных санкциях против конкретных людей.
Ни один разумный политик, претендующий на выборные должности, не станет требовать санкций в отношении своей страны. Это как минимум неприлично. Но задачей любого патриота является создание сложностей тем жуликам, которые привыкли тратить за границей деньги, наворованные в России.
Ровно поэтому российская оппозиция много лет добивалась от Запада отмены санкций в отношении России и одновременно введения санкций против путинских олигархов. Во многом благодаря дипломатическим усилиям оппозиции, США отменили дискриминационную поправку Джэксона-Вэника, действовавшую еще со времен советско-американского противостояния.
Усилия, наконец, увенчались успехом. В черные списки попали не только бессмысленные кремлевские горлопаны, но и ключевые фигуры в окружении Путина, контролирующие значительные активы. Те самые члены кооператива «Озеро», распихавшие страну по карманам после прихода Путина во власть.
Ключевой вопрос теперь — какова будет реакция главы государства?
Проблема в том, что санкции подорвали репутацию Путина как человека, способного защитить интересы своего окружения. Критика в западной прессе, возмущение правозащитников — все это воспринималось как белый шум, ровно до тех пор, пока иностранцы не начали блокировать банковские счета и аннулировать визы. Привыкшие к беззаботной жизни российские олигархи неожиданно оказались изолированы в результате политики, которую проводит их патрон. И важнейшая задача Путина сейчас: вывести из-под удара кооператив «Озеро», который был и остается его политической опорой в России.
Легко предположить, что Путин возьмет на вооружение методы, давно используемые Александром Лукашенко. Президент Беларуси лавирует в отношениях с Западом не особо грациозно, но вполне эффективно. Любые санкции в отношении белорусских чиновников и олигархов приводят к массовым арестам активистов оппозиции. В Европе поднимается волна возмущения, и Лукашенко начинает торг. В конце концов, в обмен на смягчение санкций он постепенно отпускает «заложников» на свободу.
Сценарий массового ареста оппозиционеров под видом разгрома «пятой колонны» вполне вероятен и в России. Пропаганда уже чуть ли не официально объявила Навального агентом ЦРУ. До августа продлено следствие по Болотному делу. Полицейский провокатор Лебедев, выступая в суде, обвиняет в организации беспорядков «либеральную хунту». Тучи явно сгущаются.
Ни для кого не станет сюрпризом, если в один день арестуют десяток-другой оппозиционеров — вспомните, как 11 июня 2012 года следователи пришли с обысками одновременно к десяткам активистов.
Любой из тех, кто противостоит в России власти воров, должен понимать: игры кончились, каждый может отправиться за решетку.
И сейчас очень важно договориться об общем принципе: мы не должны допустить, чтобы наши личные судьбы стали разменной монетой в путинском торге с Западом. В случае новых арестов ключевым требованием должно стать ужесточение санкций против чиновников и олигархов путинской системы, а не обмен свободы оппозиционеров на экономическую свободу условного Тимченко или Роттенберга.
Если Европа ввяжется в лукашенковские игры с Путиным, это лишь укрепит политический режим последнего.
И, напротив, жесткие санкции против олигархов, расширение их списка — это значительно ослабит внутриэлитные позиции Путина. У нас так принято: дети «патриотов» живут за границей, а дети тех, кого власть считает «национал-предателями», — в России. Путинские олигархи вряд ли готовы обменять виллу в Майами на дачу в Крыму. Сами же его в итоге и сожрут.
В продолжение темы: «Рим предателям не платит. Герман Садулаев: ответ Илье Яшину и другим „плохишам“»
Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков