В ночь на вторник в силовой операции Киева против мятежного Донбасса, резко активизированной накануне, наступила короткая передышка.
«Обстановка в Донецке остается напряженной, — сообщил „Свободной прессе“ спикер Донецкой Народной Республики (ДНР) Денис Пушилин. — Сейчас перед нами стоит задача помочь раненым, разобраться с погибшими. Будем усиливать силовой вектор и продолжать строительство гражданских институтов республики. Мы не исключаем, что Порошенко хочет завершить карательную операцию до своей инаугурации 8−10 июня, и ждем нового наступления».
Напомним: в понедельник, на следующий день после победы на президентских выборах, Петр Порошенко объявил о необходимости активизации силовой операции на Юго-Востоке, и потребовал, чтобы она была «более краткой по срокам, более эффективной».
В понедельник, вплоть до ночи, украинская армия атаковала аэропорт Донецка, ранее занятый ополчением ДНР. В ход с украинской стороны пошли боевые вертолеты Ми-24 и фронтовой штурмовик Су-25. Стрельба в городе началась сразу с трех сторон — в аэропорту, со стороны завода «Точмаш», который также попал под огонь авиации, и со стороны блокпоста на выезде из города, который батальон «Восток» установил на трассе в направлении Красноармейска.
Вечером возобновились столкновения и под Славянском. «У нас идет довольно оживленный бой под Семеновкой. С Карачуна долбят гаубицы, наша „Нона“ ведет контрбатарейный огонь. Из Селезневки по нашим ведут огонь минометы, у нас двое раненых. Пехота (нацгвардия — свежеприбывшая — „свежая“ и потому самоуверенная) пытается продвигаться к заводам. По ним бьёт наша БМД — у противника есть потери и что-то горит в лесопосадке — детонируют патроны», — сообщил лидер ополченцев Славянска полковник Игорь Стрелков.
Пришли тревожные вести и из Мариуполя: в центре появились несколько десятков людей в черном и в масках. Вскоре послышались автоматные очереди, и начался штурм штаба ДНР: «Массово травят газом, хотя здесь есть мирное население с окрестных домов, укрывшееся от выстрелов», — сообщили в городской пресс-службе Донецкой республики.
Похоже, Порошенко действительно пошел ва-банк, чтобы, официально став президентом Украины, списать жертвы карателей на прежних руководителей «антитеррористической операции» — главу МВД Украины Арсена Авакова и бывшего временного президента Украины Александра Турчинова.
Как теперь будут развиваться события на Юго-Востоке?
— Порошенко демонстрирует свою эффективность как президента, — уверен руководитель украинского «Центра системного анализа и прогнозирования» Ростислав Ищенко. — Для этого у него есть единственный инструментарий: интенсифицировать боевые действия и усилить применение тяжелой военной техники, в том числе авиации, против ополченцев.
Полковник Игорь Стрелков уже заявил, что нынешнее наступление плохо подготовлено в военном отношении. Кроме того, он отметил нежелание пехоты противника вести реальные боевые действия.
Можно сказать, украинская пехота просто боится идти в наступление. В этой ситуации Киев может что-то решать только с помощью артиллерии и авиации. События в Донецке и Славянске показали, что вертолеты и гаубицы уже пошли в ход. Теперь можно ждать применения самолетов и систем залпового огня.
Порошенко явно хочет успеть зачистить Юго-Восток до своей инаугурации, которая предположительно состоится 8−10 июня. Это значит, операция по подавлению Донбасса будет максимально активизирована, поскольку времени осталось мало.
Поэтому нет ничего удивительного ни в том, что началось новое наступление на Донбасс, ни в том, что у украинской армии ничего не получается. Стрелять можно сколько угодно, но потом все равно в атаку должна пойти пехота и занять территорию. Если же пехота боится воевать, задача сильно осложняется.
«СП»: — Получается, у Порошенко нет шансов завершить карательную операцию до инаугурации?
— Ну почему, шансы есть всегда. Можно, в конце концов, просто начать применять системы залпового огня — в таком случае территория станет чистой и от населения, и от построек, и от ополченцев. Я бы сказал, что Порошенко может победить — но только путем явного геноцида.
«СП»: — На это он пойти не может?
— Может, почему нет? Что ему может помешать после использования боевой авиации пустить в дело и системы залпового огня?
«СП»: — Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что о встрече Петра Порошенко с Владимиром Путиным говорить пока рано. Ранее Песков заявлял, что Путин четко обозначил свою позицию относительно выборов на Украине: Россия будет уважать выбор украинского народа и работать с формируемыми органами власти. При этом Путин выражал надежду, что боевые действия на востоке страны после выборов будут приостановлены, и новые украинские власти начнут диалог с гражданами. Как теперь выглядит позиция России по отношению к событиям на Востоке Украины?
— Позиция России не изменилась: РФ никуда не вмешивается и дипломатически поддерживает Донецкую и Луганскую народные республики. Меняться эта позиция может в широких пределах — от полной капитуляции и начале переговоров с Порошенко как легитимным президентом, до ввода российских войск на территорию Левобережной Украины. Войска РФ вводить пока не хочет, с Порошенко, как сказал Песков, разговаривать пока рано. Остается одно — наблюдать, как развивается гражданская война на Украине и по мере возможностей помогать Юго-Востоку. Причем, события развиваются настолько стремительно, что позиция России может измениться каждый час…
— Порошенко пообещал, что будет быстрая и эффективная операция по ликвидации Донецкой и Луганской народных республик, и попытался обещание выполнить, — считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. — Но, видимо, сил у украинской армии — даже при наличии бронетехники и авиации — для этого явно недостаточно.
Практически никто из экспертов не сомневался, что «антитеррористическая операция» продолжится, и обострение будет только нарастать. И потому, что такова логика гражданской войны, и потому, что у Порошенко нет другого выхода.
Можно с уверенностью констатировать, что избрание Петра Порошенко никак не изменило политическую ситуацию на Украине и что, легитимировав себя в качестве представителя верховной власти, он теперь имеет право пользоваться международной поддержкой для подавления восставшего Юго-Востока.
Действия украинской армии можно рассматривать как акцию устрашения населения Донбасса и фактор психологического давления на руководство Донецкой и Луганской народных республик. Возможно, при использовании больших ресурсов — техники и авиации — Киев начал бы наступление и развернул на Юго-Востоке кровопролитное сражение, которое украинская армия выиграла бы. Но для этого, видимо, украинской армии требуется намного более серьезное превосходство над ополченцами в живой силе и технике, чем сейчас.
«СП»: — Как будут развиваться события после атаки на Донецк?
— Вероятно, украинская армия продолжит попытки захватить ключевые объекты города. Но надо понимать: действия Порошенко — уже в качестве нового президента Украины, — направленные на силовое подавление своих оппонентов, только увеличивают раскол в украинском обществе и желание жителей Донбасса выйти из состава Украины. Я не исключаю, что дело закончится тем, что от Украины отделится весь Новороссийский пояс.
«СП»: — Россия поможет Юго-Востоку?
— Россия очень тщательно следит за ситуацией и действовать будет в зависимости от обстоятельств. Не стоит забывать, что Путин высказался в том ключе, что считает Порошенко переходной фигурой. Это значит, этой фигурой Запад может пожертвовать для достижения собственных целей. Поэтому сейчас вести переговоры с Порошенко, связывать себя обязательствами — нерационально. Все, что российское руководство собирается делать, оно будет очень тщательно взвешивать и продумывать — чтобы не дать повода тем, кто его ищет…
Фото: ИТАР-ТАСС.