Научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при правительстве России Дмитрий Журавлев полагает, что если Молдавия все-таки выйдет из состава СНГ, хуже всего будет именно молдаванам.
«В Европейский союз их не взяли, и не известно, когда возьмут. Молдавия может поставлять только фрукты, вино, ну, может быть, кукурузу — если она кому-то нужна. Причем, все это не будет в большом количестве. В Евросоюзе же полно фруктов — есть польские яблоки, есть венгерское вино, даже не говорю про французское. А в условиях, когда Молдавия не является членом ЕС и не имеет привилегий, она мало, что приобретет на западных рынках», — указывает эксперт, комментируя заявление министра экономики Молдавии Дмитрия Алайбы.
Ранее Дмитрий Алайба в эфире телеканала N4 заявил, что Молдавия может выйти из большинства соглашений, подписанных республикой в рамках Содружества Независимых Государств. «Мы проанализировали все соглашения в рамках СНГ, в большинстве из них у нас нет надобности. <…> Из большей части соглашений Молдавия должна выйти, они неэффективны», — сказал он.
Дмитрий Журавлев обратил внимание, что в Евросоюзе была, есть и будет очень плотная конкуренция по продовольствию: «Это очень острый вопрос — кому что можно продавать, кому что нельзя продавать. Решается он на уровне Еврокомиссии и Европарламента. А тут придет Молдавия, которая скажет: я-то, вообще, не ваша, но вы мне тоже дайте? — Ну как же, сейчас!».
При этом, как уверен собеседник «Свободной прессы», Молдавия начнет терять российские рынки: «Те льготы, которые даны по нашим международным соглашениям, будут потеряны. И что тогда? Понятно, что они все равно будут продавать нам свои фрукты, но другой вопрос — с каким дисконтом. В результате, уровень жизни молдавских крестьян понизится, а что повысится — непонятно. То есть, экономического выигрыша не будет, будет лишь чисто политический процесс: мы, мол, теперь не с вами, противными, — мы с хорошей Европой. Однако, „хорошая Европа“ кормить не обещала. Поэтому ситуация для республики будет плохой».
Впрочем, как отмечает научный руководитель Института региональных проблем, выход Молдавии из СНГ может отразиться и на ситуации с Приднестровьем: «Правда, решать ее будет не Молдавия, а, скорее всего, Румыния, потому что самой Молдавии противоречия Приднестровья не по зубам, а румынам очень хочется поглотить и Молдавию, и Приднестровье. Выход из Содружества будет символическим актом, который будет означать, что и договоренности по Приднестровью закончились».
Для России эта ситуация чревата тем, что снова активизируется проблема Приднестровья, убежден политолог.
«Тем не менее, решать Приднестровскую проблему все равно придется — не сегодня, так завтра, не завтра — так через месяц. Главное — она активизируется гораздо быстрее, чем бы хотелось нам хотелось. Я думаю, вообще вся ситуация происходит во многом для того, чтобы оттянуть наше внимание от Украины, и дать ей хоть как-то отдышаться перед очередным, или после очередной „перемоги“, после которой от „незалежной“ скоро вообще без ничего останется», — подчеркивает Дмитрий Журавлев.