
Глава Белого дома Дональд Трамп накануне заявил, что Вашингтон хочет, чтобы Афганистан незамедлительно вернул США контроль над авиабазой Баграм. Он пригрозил: если этого не произойдет, «то вы узнаете, что сделаю я».
По мнению международных аналитиков, такая ситуация может вызвать резкую реакцию Китая, России и Ирана. Пекин, вероятно, расценит слова Трампа как попытку подорвать влияние КНР в Афганистане и Центральной Азии.
Глава Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков в беседе со «Свободной Прессой напомнил, что шииты составляют 10% населения Афганистана. Это, собственно, единственный рычаг влияния Ирана на данное государство.
«Тегеран, конечно, отреагирует болезненно, поскольку получается, что Иран окружают со всех сторон. С одной стороны, база американцев в Персидском заливе, с другой — враждебные отношения Турции и Азербайджана. Плюс, непонятная ситуация с Израилем, с которым они даже не граничат. И тут еще с афганской стороны может появиться база. Кстати, отношения у Афганистана с Ираном всегда были не очень. Недавно Тегеран выслал более полумиллиона афганских беженцев обратно на историческую родину, которые оказались пятой колонной, завербованными Моссад», — пояснил собеседник «Свободной Прессы».
По его словам, серьезной реакции со стороны Ирана быть не может. Стране сегодня нанесен довольно тяжелый удар, от которого ему надо оправиться. Если говорить о Китае, то граница двух государств всего несколько десятков километров. И особого влияния там нет, поскольку все проекты в Афганистане со стороны любого государства «бьются в то, что есть талибы, а есть территории племен».
«Китаю повезло в том плане, что он отгорожен от всех стран труднопроходимыми горными барьерами. КНР расширяет свое влияние, но оно экономическое и не конвертируется в политическое. Так происходит в Таджикистане, в Киргизии, в Туркменистане и других государствах региона», — уточнил востоковед.
Накануне Котков говорил в интервью «СП», у американского руководства есть рычаги влияния на власти Афганистана. Это, в частности, противоречия между Афганистаном и Пакистаном, где Соединенные Штаты могут выступить в роли посредника, примерно как это было сделано в Закавказье. Сначала Азербайджан с помощью Турции решил проблему Нагорного Карабаха, а затем американцы застолбили за собой Зангезурский коридор.