«Иного языка, чем сила, в США не понимают…»
Николай Платошкин
Соперничество Турции и Греции коснулось сегодня не только моря, но и ВВС. После того как Греция в 2024 год купила у США 20 истребителей пятого поколения F-35 с опцией на поставку еще 20 самолетов, и баланс сил сместился в сторону Афин, Анкара всячески старается вернуться в программу F-35, рассказал в интервью «Свободной Прессе» эксперт Центра развития «НОВАЯ ЭРА», военно-политический аналитик, кандидат политических наук, научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ Дарко Тодоровски.
До этого он отмечал в беседе с «СП», что историческая напряженность между Турцией и Грецией в последние годы приобрела новое измерение. В дополнение к традиционным причинам трений между двумя странами возник спор о делимитации их морских границ в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. От этого зависят права на разведку и добычу углеводородов в этих районах, соответственно и значительные экономические выгоды.
Одновременно в 2020 году Соединенные Штаты ввели санкции против Управления оборонной промышленности Турецкой Республики (УООП) в соответствии со статьей 231 Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) за сознательное участие в крупной сделке с «Рособоронэкспортом» — главным российским экспортером вооружений — путем закупки зенитно-ракетного комплекса С-400. Это решение привело к приостановке участия Анкары в глобальном партнерстве по разработке истребителей F-35 Joint Strike Fighter.
Собеседник издания напомнил, что Турция и США обсуждают американские санкции и препятствия для возвращения Анкары к программе истребителей F-35, но ничего не изменилось в отношении наличия у нее российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Американский посол США Том Баррак заявил, что обсуждения по этому вопросу продолжаются, но отметил, что законодательство Штатов не позволит Анкаре эксплуатировать или владеть системой С-400, если она захочет вернуться к программе F-35.
«В 2026 году Греция и Турция должны провести Совет сотрудничества высокого уровня, но это не мешает им демонстрировать свою военную мощь. Греция делает ставку на создание военных союзов с Францией и Израилем, чтобы противостоять растущей военной мощи Турции, а последняя полагается на свою собственную военную промышленность. В 2026 году обе страны увеличат свои военные бюджеты, и милитаризация Эгейского моря продолжится. В бюджете Турции на оборону и внутреннюю безопасность выделено 51,4 миллиарда долларов, что на 33,9% больше, чем в 2025-м. Выделено 28,7 миллиарда долларов выделено Министерству обороны и программам военных закупок, и 22,7 миллиарда долларов — правоохранительным органам», — указал Тодоровски.
При этом прогнозируемый оборонный бюджет Греции на этот год составит 3% ВВП, или более 9 миллиардов долларов, что представляет собой минимальное увеличение по сравнению с 2025-м. Государство начнет процесс развертывания новых действующих тактических ракетных комплексов LORA израильского производства, а также систем ПВО в рамках проекта «Щит Ахиллеса», а Турция ответит развертыванием своих действующих тактических ракетных комплексов Typhoon и Bora, подчеркнул аналитик.
«Несмотря на более резкую риторику с обеих сторон, на данном этапе не ожидается нового крупного витка греко-турецкой напряженности, поскольку это не отвечает интересам Соединенных Штатов и их стратегии в регионе. Дональд Трамп пытается сбалансировать отношения между Турцией и Грецией. В настоящее время стратегическим приоритетом внешней политики Турции является Ближний Восток и стратегический конфликт с Израилем», — заключил Тодоровски.
Ранее глава киевского режима Владимир Зеленский «публично пригласил» президента РФ Владимира Путина в Киев, «если он решится, конечно». Украинский лидер отметил, что в Москве устроить встречу невозможно.