
На посту главы военного альянса у генерального секретаря НАТО Марка Рютте на его первом саммите была одна главная задача: убедиться, что Дональд Трамп примет участие в саммите и не устроит переполох, подобный тому, что был на встрече в Брюсселе в 2018 году, когда он едва не вывел Соединенные Штаты из альянса, пишут СМИ, и 58-летний нидерландский политик с ней справился.
Многие европейские лидеры, «узнав, что лесть является весьма эффективным путем к сердцу Трампа», на закрытой сессии саммита хвалили усилия президента США по увеличению оборонных расходов НАТО, а также одобряли американские удары по Ирану. В итоге Трамп остался доволен саммитом и «наслаждался моментом», пишут СМИ.
Главным из итогов саммита считается согласие членов НАТО выполнить требование американского президента Трампа повысить военные расходы с 2% до 5% ВВП к 2035 году (против выступила Испания, что стало «головной болью» НАТО).
Согласно формуле, предложенной Марком Рютте, 3,5% должны идти на военные расходы и 1,5% - на инфраструктуру, которая также относится к сфере обороны. Речь идет, например, о строительстве или ремонте железных дорог, мостов или портов.
Взять к примеру, Германию. С ее экономикой это гигантская сумма, составляющая, по оценкам экспертов, 225 миллиардов евро в год. Хотя канцлер Германии Фридрих Мерц и подчеркивает, что дальнейшее развитие военного потенциала важнее показателя в процентах, это убеждает не всех его партнеров по коалиции, социал-демократов: «Мы считаем нерациональным устанавливать процент расходов на военные цели на основе ВВП», — указывает группа политиков в рядах СДПГ в своем «манифесте» о поддержании мира в Европе. «Этому нет никакого оправдания в политике безопасности», отмечают авторы документа. Часть оппозиции в бундестаге также резко критикует увеличение процента расходов на оборону.
«Речь идет не о том, чтобы угодить американцам или обеспечить военную промышленность заказами, а о том, что в национальных интересах Германии быть способной защитить себя», — заявила эксперт по безопасности Айлин Матле из Германского совета по международным отношениям (DGAP) в одном из интервью. Правительство Германии должно четко объяснить, почему это необходимо. Ведь пять процентов ВВП — это «безумно большая сумма».
Помимо финансов, на саммите НАТО в Гааге шла речь и об обороноспособности стран-членов альянса. Европе могут понадобиться дополнительные войска. В том числе из-за заявления президента Трампа о сокращении военного присутствия США в Европе. Что это означает для бундесвера? То, что дополнительно необходимо от 50.000 до 60.000 солдат, заявил министр обороны ФРГ Борис Писториус на встрече министров обороны НАТО в Брюсселе в начале июня. На той встрече были определены новые цели, касающиеся обороноспособности альянса. Подробности не разглашаются, но Писториус объявил о планах сформировать и полностью оснастить новые крупные подразделения бундесвера. Обсуждается создание от пяти до семи новых бригад, каждая из которых будет насчитывать по 5000 солдат, с танками, артиллерией и соответствующей логистикой.
Как бундесвер в ближайшие годы планирует набрать дополнительно десятки тысяч профессиональных солдат, пока остается неизвестным. В настоящее время он насчитывает около 182.000 солдат и активно ищет новые кадры. «На данный момент у нас хорошие показатели по количеству персонала, хорошие показатели по рекрутированию и хорошие показатели по кандидатам. Это вселяет надежду», — заявил представитель министерства обороны в начале июня.
В последние годы число военнослужащих бундесвера сокращалось, несмотря на все усилия по рекрутированию. Одним из эффективных способов привлечения персонала могло бы стать возобновление обязательного воинского призыва, который был приостановлен в 2011 году. Однако пока введение всеобщей воинской обязанности не планируется. Об этом договорились партнеры по правящей коалиции — социал-демократы из СДПГ и консерваторы из блока ХДС/ХСС. «Мы создадим новую привлекательную военную службу, которая вначале будет основана на добровольном желании служить», — говорится в коалиционном договоре. В нем слово «всеобщая воинская обязанность» не упоминается, — пишет немецкая государственная DW *.
Таким образом, позиция Мерца совпадает с курсом министра обороны Писториуса. Он подчеркивает: «Обязательная военная служба сейчас нам совершенно не нужна, потому что у нас нет ни достаточного количества казарм, ни возможностей подготовки солдат. Поэтому пока служба в бундесвере остается добровольной».
Согласие членов альянса на повышение военных расходов стало большой победой президента США Дональда Трампа и одновременно подтвердило железную договоренность прийти друг другу на помощь в случае нападения.
Мемом стало высказывание президента США Дональда Трампа, когда он сравнил удары Вашингтона по Ирану с бомбардировками Хиросимы и Нагасаки в Японии. «Но разве мы не добились успеха этим ударом? Этот удар закончил войну. Я не хочу проводить параллели с Хиросимой, я не хочу сравнивать с Нагасаки, но это, по сути, нечто подобное, что положило конец той войне. А это закончило эту войну», — сказал Трамп на полях саммита НАТО в Гааге.
Напомним, Израиль в ночь на 13 июня начал операцию против Ирана, обвинив его в реализации тайной военно-ядерной программы. Целями воздушных бомбардировок и рейдов диверсионных групп стали атомные объекты, генералитет, видные физики-ядерщики, авиабазы. Иран отверг обвинения, ответив на это своими атаками. Стороны в течение 12 дней обменивались ударами, к которым присоединились и США, проведя разовую атаку в ночь на 22 июня на ядерные объекты Ирана. После этого Тегеран вечером 23 июня нанес ракетные удары по базе Эль-Удейд США в Катаре, заявив, что иранская сторона не намерена идти на дальнейшую эскалацию.
Президент США после этого выразил надежду, что ударом по американской военной базе в Катаре Иран «выпустил пар», и теперь возможен путь к миру и согласию на Ближнем Востоке.
«Я не хочу приводить в пример Хиросиму. Я не хочу приводить в пример Нагасаки. Но по сути это было то же самое. Это положило конец той войне». «Если бы мы это не убрали, они бы сейчас сражались», — добавил Трамп. Он также не исключил еще одного авиаудара в случае необходимости. Во время пресс-конференции перед саммитом НАТО, Трампу задали вопрос, нанесут ли США новый удар, если Иран продолжит свою программу по обогащению урана, и он просто ответил: «Конечно».
Генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсимаса Хаяси отреагировал на заявление президента США Дональда Трампа о том, что Япония знает об этих высказываниях, но считает, что обсуждать подобные исторические оценки должны эксперты.
Он также напомнил, какой трагедией для Японии стали ядерные бомбардировки. Это — огромные потери, тяжёлые болезни и страдания.
Японское правительство, по его словам, всегда выступает за мир без ядерного оружия. И призывает мировое сообщество сделать всё, чтобы подобное больше не повторилось.
В августе 1945 года американские пилоты сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. От атомного взрыва и его последствий в Хиросиме из 350-тысячного населения погибли 140 тысяч человек, в Нагасаки — 74 тысячи человек. Подавляющее большинство жертв атомной бомбардировки были мирными жителями. В годовщину трагических событий — 6 и 9 августа — в Хиросиме и Нагасаки ежегодно проходят «Церемонии мира».
Премьер-министр Японии Сигэру Исиба отменил визит на саммит НАТО в Гааге. Он дал четкий сигнал администрации Трампа: отношения между Японией и США находятся в плачевном состоянии. Заявив всего несколько дней назад о своем намерении принять участие в саммите НАТО в Гааге, Исиба в последнюю минуту внезапно отказался от участия. Он присоединился к двум другим лидерам из Индо-Тихоокеанского региона — премьер-министру Австралии Энтони Альбаниз и президенту Южной Кореи Ли Чжэ Мену, которые пропустили саммит.
Японские СМИ сообщили, что Исиба отменил поездку, поскольку двусторонняя встреча с президентом США Дональдом Трампом была маловероятна, как и встреча стран Индо-Тихоокеанской четверки (ИП4) — партнеров НАТО (Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония). Японию по-прежнему будет представлять министр иностранных дел Такеши Ивая, что демонстрирует стремление страны укреплять отношения с НАТО в сфере безопасности. Однако неявка Ишибы показывает, как Япония пересматривает свои отношения с администрацией Трампа после введения Вашингтоном строгих пошлин против Японии и неоднозначных заявлений Трампа относительно многолетнего военного альянса двух стран.
В основе разногласий между США и Японией лежит тарифная политика Трампа. Ишиба попытался наладить отношения с администрацией Трампа. Он был вторым мировым лидером, посетившим Трампа в Белом доме, после премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
Однако тарифы «Дня освобождения» Трампа установили штрафную ставку в 25% на японские автомобили и 24% на весь остальной японский импорт. Они уже оказывают негативное влияние на экономику Японии: экспорт автомобилей в США упал в мае на 25% по сравнению с прошлым годом. Шесть раундов переговоров не принесли существенного прогресса, поскольку правительство Ишибы настаивает на полном освобождении от пошлин.
Как проходил саммит НАТО в Гааге, смотрите далее в фоторепортаже «Свободной Прессы».
(*DW признана в РФ СМИ-иноагентом. Статья 6 Закона РФ