Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
19 октября 2014 08:56

Вертолеты-работяги

Малоизвестные факты о многоцелевых геликоптерах ОКБ имени Камова

4462

19 октября 1988 года первый полёт на вертолёте Ка-126 совершил 52-летний летчик испытатель Геннадий Исаев. Ка-126 стал развитием модели К-26 — вертолета колхозников и гаишников, а также предтечей вертолета Ка-226, обладающего двумя газотурбинными двигателями.

Звезда большого экрана

Предшественник Ка-126 вертолет Ка-26 серийно производился на авиационном заводе в Улан-Удэ и на авиационном заводе в Кумертау. Всего было построено 816 вертолётов, причем 257 из них закупили 14 стран мира. Вертолёт в основном применялся в гражданских целях, однако, также использовался в ВВС Румынии и Венгрии, полиции ГДР и ФРГ.

Ка-26 хорошо зарекомендовал себя при выполнении всех видов авиахимических работ в сельском и лесном хозяйстве, на транспортных перевозках, санитарных и геологических работах, при патрулировании лесов, нефте- и газопроводов. Ка-26 использовался также как летающий кран и как спасатель. Вертолет был оборудован лебедкой и мог поднимать пострадавших на борт.

Ка-126 более экономичен и эффективен. С его помощью можно обработать на 40 процентов больше сельскохозяйственных площадей и затратить при этом на 40 процентов топлива меньше. Зато Ka-26 — едва ли не самый популярный вертолет у киношников. Вертолет ОКБ имени Камова снимался в фильмах «Старики-разбойники», «Шла собака по роялю», «Всё будет хорошо!», «Три весёлые смены», «Сыщик», «Языческая мадонна» и многие другие.

В свое время на Ка-26 было установлено пять мировых рекордов.

Аварийный сброс дверей

Первые десять серийных вертолетов Ка-126 были собраны по лицензии в румынском городе Брашов на заводе фирмы «IAR». Дебютный вертолет румынской сборки взлетел в небо в декабре 1988 года.

Ка-126 спроектирован по соосной схеме, его несущая система состоит из двух трехлопастных винтов одинакового диаметра, вращающихся в противоположных направлениях с одинаковым числом оборотов. Смена съемного оборудования производится в аэродромных условиях силами обслуживающего персонала. Такая конструкция вертолета делает его многоцелевым и обеспечивает высокую эффективность применения.

Вертолет применяется в разных вариантах. Сельскохозяйственный с аппаратурой для опрыскивания предназначен для обработки сельхозкультур жидкими химикатами. Тоже сельскохозяйственный, но с аппаратурой для разбрасывания предназначен для обработки сельхозкультур гранулированными химикатами и минеральными удобрениями. Наконец, транспортный, с подвесной кабиной предназначен для перевозки специалистов и малогабаритных грузов.

Во всех вариантах применения вертолет управляется одним пилотом. В транспортном варианте вертолет может перевозить шесть человек, для которых по бортам транспортной кабины установлены откидывающиеся сидения.

Кабина экипажа снабжена вентиляционными устройствами. Для защиты от вредного воздействия ядохимикатов (в сельскохозяйственном варианте) на вертолет устанавливается нагреватель — сепаратор с воздушным фильтром очистки заборного воздуха, поступающего в кабину.

Против запотевания стекол используется подогретый воздух, поступающий на лобовые стекла от системы обогрева. Против загрязнения, забрызгивания дождем, обледенения снаружи лобовых стекол кабины имеются два стеклоочистителя с подачей на щетки омывающей жидкости от автономной противообледенительной системы.

Для защиты глаз пилота от действия прямых солнечных лучей верхняя часть стекол может быть закрыта солнцезащитными щитками.

Для аварийного покидания вертолета обе двери кабины могут сбрасываться пилотом при любом положении вертолета. Аварийный сброс двери осуществляется поворотом специальной рукоятки.

Ка-226

Еще одна разработка ОКБ имени Камова — вертолет Ка-226, естественно, еще мощнее своих предшественников. Он способен перевозить до 1500 килограммов груза. Сегодня Ка-226 используют врачи, сотрудники ФСБ и МВД России. По-прежнему данные вертолеты популярны в ГИБДД. А, например, модель Ка-226ТГ, разработанная специально для «Газпрома», может использоваться в условиях Крайнего Севера.

В санитарном варианте Ка-226 может оснащаться аппаратом искусственной вентиляции легких, дефибриллятором, электрокардиографом, электрокардиостимулятором, портативным монитором, пульсоксиметром и другим специальным оборудованием. Он может брать на борт двух раненых на носилках, а также двух сопровождающих медработников.

Малые габариты позволяют транспортировать Ка-226 автомобильным и железнодорожным транспортом и даже на борту военно-транспортного самолета Ил-76.

Два двигателя автоматически перевели Ка-226 в класс вертолетов с более высоким уровнем безопасности. Его используют для полетов над водой и в черте города. В случае отказа одного из двигателей управляемость и набор высоты обеспечивает второй.

Назначенный ресурс вертолета — 18000 часов.

Тактико-технические характеристики вертолета Ка-126

Диаметр главного винта — 13,0 м

Длина — 7,75 м

Высота — 4,15 м

Максимальная взлетная масса — 3000 кг

Тип двигателя — 1 ГТД ТВО-100

Мощность — 1×720 л.с.

Максимальная скорость — 190 км/ч

Практическая дальность — 660 км

Продолжительность полета — 5 часов 30 мин.

Практический потолок — 4650 м

Экипаж — два человека

Полезная нагрузка: 6 пассажиров или тонна груза.

Снимок в открытие статьи: вертолет Ка-32С — современный геликоптер, оборудованный радаром/ Фото: Роман Денисов /ТАСС

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня