Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
12 ноября 2014 21:16

Георгий Бабакин: от ПВО Москвы до лунного внедорожника

Гениальный конструктор ракет заочно учился в институте …20 лет

3255

13 ноября 1914 года родился инженер-конструктор Георгий Бабакин, создатель автоматических космических аппаратов. Его уникальные станции первыми в мире совершили мягкую посадку на Луну и Венеру. Луноходы объездили ночное светило вдоль и поперек.

Техник без диплома делает ракету

Судьба Георгия Николаевича Бабакина в какой-то мере повторила судьбу Ильи Муромца, который 33 года сидел на печи. Правда, на печи он не сидел, энергично работал в различных сферах, но занялся грандиозным делом уже в зрелом возрасте.

Родившись в семье рано ушедшего из жизни преподавателя химии, Бабакин, не имея возможности окончить школу, пошел на курсы радиомонтеров. С 16 лет устроился на работу в Московскую телефонную сеть. В 1932 году идет на повышение, получив должность старшего техника радиоузла Сокольнического парка культуры и отдыха. Затем уходит в армию — рядовым стрелкового полка. Демобилизовавшись, работает опять же старшим техником радиоузла, но уже Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. И лишь в 1937 году, двадцати трех лет от роду, экстерном получает аттестат о среднем образовании и поступает во Всесоюзный заочный институт связи, который оканчивает… 20 лет спустя. Незадолго до смерти, увенчанный государственными наградами.

Его работа в Академии коммунального хозяйства при СНК РСФСР, где он в 1942 году дорос от лаборанта до старшего научного сотрудника, также была далека от космических сфер. И лишь в Московском институте автоматики при Всесоюзном совете научных инженерных обществ (ВСНИТО) в конце 40-х годов Георгий Николаевич приобщается к работе по авиационной и ракетной тематике. Здесь он становится начальником КБ и главным конструктором. Здесь он руководит работами по созданию системы управления зенитной ракеты 112.

Блистательное будущее уже немолодого, 36-летнего инженера, предопределила встреча с Королевым. Бабакин перешел к нему в НИИ-88, где закачивалась сводная работа по ракете, в которой принимало участие несколько НИИ и КБ. Сергей Павлович высоко ценил Бабакина и однажды так о нем отозвался: «У него есть искра Божья!».

А в 1951 году Георгий Николаевич оказывается в ОКБ Лавочкина. Именно здесь он и занимается главным делом своей жизни.

«Зонтик» для Москвы

На новом месте Бабакин, будучи начальником отдела, на первых порах принимает участие в создании ракет для системы противовоздушной обороны Москвы С-25 «Беркут». Разработанные для нее В-300 были первыми в стране зенитными ракетами. Они доказали свое неоспоримое преимущество над зенитной артиллерией, эффективность которой существенно снизилось с появлением реактивной авиации. В ТЗ на «Беркут» были заложены требования по отражению массированной атаки 1200 самолетов в любой время суток, при любой погоде и видимости. При этом максимальная скорость поражаемых целей задавалась равной 1500 км/ч, а высота — 25 км.

Московская система ПВО включала в себя 56 зенитных ракетных комплексов С-25, расположенных на двух кольцах — на расстоянии 50 км от центра Москвы и 90 км. При этом секторы обзора РЛС и обстрела ракетами у соседних комплексов пересекались. В каждый комплекс входило 60 ракет В-300.

Одноступенчатая ракета с четырехкамерным ЖРД весила 3500 кг и имела осколочно-фугасную боевую часть. Снаряжалась 70-ю килограммами взрывчатого вещества. Радиодистанционный взрыватель обеспечивал подрыв при пролете ракеты на расстоянии 50−75 метров от цели.

Поскольку в то время элементная база отечественной радиоэлектронной промышленности не позволяла создать радиолокационную головку самонаведения для ракет подобного назначения, то разработчики ЗУР использовали радиокомандную систему управления с помощью наземной РЛС.

Старт осуществлялся вертикально с пускового стола. В момент поражения цели В-300 имела скорость 1980 км/ч.

За эту работу Бабакин в 1956 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Покорение Луны

В 1960 году в истории ОКБ произошли значительные изменения. Во время испытаний на полигоне от сердечной недостаточности умер Семен Алексеевич Лавочкин, выдающийся авиаконструктор. И вскоре по рекомендации С.П.Королева Машиностроительному заводу им. Лавочкина передали новую тематику — создание автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры, Марса. Именно этим и занялся Бабакин, назначенный главным конструктором автоматических станций. Произошло это в 1965 году. Георгию Николаевичу судьбой было отпущено меньше шести лет. Но за это короткое время он, ежедневно работая по 15−16 часов, внес громадный вклад в отечественные космические исследования.

В начале 60-х годов аппараты для лунной программы разрабатывались в ОКБ-1 у Королева. Бабакин же мгновенно вошел в курс дела и уже в январе 1966 года состоялся старт автоматической станции «Луна-9». Это стало громадным прорывом в лунной программе: 3 февраля станция совершила первую в историю посадку на поверхность другого небесного тела, передала на Землю телевизионные панорамы с поверхности Луны. За это достижение Георгий Николаевич был удостоен Ленинской премии.

В том же самом 1966 году состоялись еще 4 успешных запуска лунных аппаратов. «Луна-10» и «Луна-11» стали первыми в истории искусственными спутниками ночного светила. «Луна-12» с орбиты передала фотографии лунной поверхности. «Луна-13», совершив мягкую посадку в декабре 1966 года, произвела анализ лунного грунта и передала ценную информацию на Землю.

Многое из того, что делалось в ОКБ Лавочкина под руководством Бабакина, имело исторический приоритет — его автоматические аппараты проделывали то, чего до них никто еще не делал. В сентябре 1970 года «Луна-16» вернулась на землю с образцами лунного грунта. А в ноябре «Луна-17» доставила на естественный спутник земли самоходный аппарат, названный «Луноходом-1».

Масса аппарата составила 756 кг, длина — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м. При этом диаметр колес равнялся 510 мм, ширина — 200 мм, колесная база — 1700 мм, ширина колеи — 1600 мм. Максимальная скорость — 4 км/ч.

Луноход был оснащен телекамерами и приборами для химического и физического исследования лунного грунта, измерителями радиации и космического излучения. Питание приборов, средств связи и электродвигателя осуществлялись от солнечных батарей мощностью 180 Вт.

Управлением движения аппарата и работой приборов занималась две бригады, в каждую из которых входили командир, водитель, штурман, бортинженер, оператор остронаправленной антенны.

Основная сложность в управлении луноходом заключалась в задержке во времени отработки управляющих сигналов и получения информации операторами машины. Задержка складывалась из 2 секунд, за которые сигнал достигал Луны, а также частоты смены картинки малокадрового телевидения — сменяемость одного кадра лежала в пределах от 4 сек. до 20 сек.

При этом работа с луноходом была возможна лишь на протяжении лунного дня, когда батареи освещались солнцем.

«Луноход-1» проработал почти 11 месяцев. За это время он прошел 10540 метров, обследовал около 80 тысяч кв. метров поверхности, передал на Землю более 200 панорам.

Венера, Марс, далее — везде

Параллельно с лунной программой Бабакин разворачивал программу исследования при помощи автоматических станций планет Солнечной системы. Она началась с покорения Венеры при помощи станции «Венера-4».

До Бабакина ОКБ-1 Королева смогло отправить на планету, строго говоря, «железяку», которая рухнула на поверхность, расплющенная высоким давлением. При этом никаких данных о планете получено не было.

В ОКБ Лавочкина «Венера-4» строилась, исходя из предположения, что ей придется выдержать давление в 10 атм. В июне 1967 года станция, спускаемая на парашюте, была разрушена на высоте в 26 км давлением в 18 атм. Но при этом она передала на Землю первые в истории сведения о планете.

Следующие станции — «Венера-5» и «Венера-6» — были рассчитаны на 25 атм. Но и они в январе 1969 года не выдержали венерианских нагрузок. Перед их отказом была зафиксирована температура атмосферы в 320 градусов. При этом аппаратам удалось снизиться до высоты в 18 км.

Следующая станция — «Венера-7» — была создана с гарантированным запасом прочности. Она выдерживала давление в 150 атм. и температуру в 500 градусов. Установок для испытаний при таких сверхвысоких давлениях в стране не существовало, и ОКБ пришлось самостоятельно построить такую камеру.

Запущенная 17 августа 1970 года станция совершила мягкую посадку на планету 15 декабря. И в течение 23 минут передавала на Землю важнейшую информацию, опять же впервые в истории. Приборы, установленные на «Венере-7» определили состав атмосферы, в которой преобладает углекислый газ. При этом было зарегистрировано давление в 96 атм., температура — 475 градусов.

Покорение Марса состоялось в 1971 году. В мае к красной планете стартовала станция «Марс-3». 2 декабря спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на планету, передав первую в истории информацию о состоянии ее атмосферы и поверхности.

Но Георгий Николаевич до этого дня не дожил. Он скоропостижно скончался 3 августа на 57-м году жизни.

Снимок в открытие статьи: рисунок межпланетной автоматической станции «Луна-10"/ Репродукция Фотохроники ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня