История / День в истории
7 февраля 2015 16:41

«Кукурузник», ставший штурмовиком

Лучшие самолеты конструктора Антонова

10763
«Кукурузник», ставший штурмовиком

7 февраля 1906 года в Подольском уезде Московской губернии родился авиаконструктор Олег Константинович Антонов. Созданные им военно-транспортные самолеты неоднократно устанавливали мировые рекорды по дальности полета и перевозимому грузу. А малютка «Кукурузник» является абсолютным чемпионом по долголетию.

От легких планеров к сверхтяжелым транспортникам

Антонов (1906 — 1984) родился в семье мелкопоместных дворян Константина Константиновича и Анны Ефимовны Антоновых. В 1912 году семья переехала в Саратов. В школе Антонов организовал «Клуб любителей авиации». В 1924 году, учась на путейском факультете Саратовского университета, построил свой первый планер. Затем, когда университет закрылся, перевелся в Ленинградский политехнический институт на отделение гидроавиации корабельного факультета. И продолжил создавать планеры, которые завоевывали почетные награды на всесоюзных соревнованиях в Коктебеле.

Получив диплом, Антонов стремительно продвинулся по линии безмоторных летательных аппаратов, став в 1933 году главным конструктором планерного завода в Тушино. Перед войной его пригласил заняться той же тематикой в своем ОКБ А.С.Яковлев.

После войны, стремившийся к самостоятельной работе Антонов добился перевода в новосибирский филиал ОКБ Яковлева. Именно здесь поднялся в воздух самый первый шедевр Олега Константиновича — Ан-2, получивший прозвище «Кукурузник».

А в 1952 году яковлевский филиал, ставший самостоятельным ОКБ, был переведен в Киев. Здесь шедевры транспортной и гражданской авиации посыпались как из рога изобилия.

Последний из них, созданный при жизни Антонова, — Ан-124 «Руслан» — и поныне является главным самолетом военно-транспортной авиации как России, так и Украины.

После смерти Антонова в единственном экземпляре был построен супергигант Ан-225 «Мрия». Последняя разработка — введенный в эксплуатацию пассажирский самолет Ан-148. Который в настоящий момент, что называется, разрезан по живому. Большая часть этих машин производилась в Воронеже. А двигатели совместной российско-украинской разработки — в Москве в МПЦ «Салют». В связи с разрушением кооперативных связей с Россией прославленное ОКБ вынуждено сосредоточиться на создании автобусов, трамваев и кабин фуникулеров. А вот разработанный троллейбус в серию не пошел.

«Кукурузник»

Ан-2 уже тогда, когда поступил в серийное производство, казался явным пережитком прошлого. Биплан с поршневым мотором и низкой грузоподъемностью многие считали динозавром, поскольку наступала эра реактивной авиации. Однако его выпуск продолжается до сих пор, то есть уже почти 70 лет. По лицензии эти самолеты сейчас производятся в Китае. Положительную роль в судьбе Ан-2 сыграл Хрущев, который в начале 50-х годов был первым секретарем ЦК Украины. Именно он поддерживал и морально, и материально производство самолета, когда Антонов перебрался в Киев.

Самолет был задуман как неприхотливая сельскохозяйственная машина, способная садиться чуть ли ни на картофельные грядки. Однако по мере эксплуатации самолета он начал обрастать всевозможными функциями — санитарной, противопожарной, амфибийной, пассажирской… Дело даже дошло до того, что Ан-2 с пулеметной турелью начали использовать для перехвата разведывательных аэропланов. Также он получил широкое распространение в армиях целого ряда стран как десантный самолет и как штурмовик с расположенными на внешней подвеске неуправляемыми ракетами и авиабомбами.

При этом жизнь этой уникальной машине продлили в Сибирском НИИ авиации, установив на самолет турбовинтовой двигатель и проведя глубокую модернизацию машины. В таком виде намечено запускать У-2МС в серию.

ЛТХ Ан-2

Длина — 12,4 м

Высота — 5,35 м

Размах верхнего крыла — 8,43 м

Площадь крыла — 71,5 кв.м.

Масса пустого — 3500 кг

Максимальная взлетная масса — 5500 кг

Мощность двигателя — 1000 л.с.

Максимальная скорость — 300 км/ч

Крейсерская скорость — 180 км/ч

Практическая дальность — 990 км

Практический потолок — 4200 м

Длина разбега/пробега — 235 м/225 м

Грузоподъемность — 1500 кг

Количество пассажиров — 12.

Ан-12

Военно-транспортный самолет Ан-12 совершил первый полет в 1957 году. А уже спустя полтора года начал поступать на вооружение в части ВТА ВВС. Машина была универсальной. Ан-12 использовался и в гражданской авиации, но наиболее эффективной и желанной она оказалась в ВДВ. Это был первый советский самолет, позволявший выполнять операции по массированному десантированию как парашютистов, так и бронетехники. Ан-12 брал на борт 60 десантников или два бронетранспортера.

С 1957 по 1973 год в Советском Союзе было выпущено 1248 самолетов, их большую часть направили в ВВС. Машины были настолько хороши, что с 1981 года в Китае начали лицензионное производство Ан-12, продолжающееся и по настоящее время. КНР не только вооружает этими самолетами свои ВВС, но и экспортирует их в другие страны.

Для своего времени Ан-12 был очень мощным транспортником, оснащенным 4-я турбовинтовыми двигателями мощностью 4250 л.с. каждый. Его полезная нагрузка составляет 20 тонн. При этом самолет обладает очень достойными летными качествами: максимальная скорость — 660 км/ч, крейсерская — 570 км/ч, предельный потолок — 10000 м, перегоночная дальность — 5500 км.

Ан-12 имеет артиллерийское и бомбардировочное вооружение. В кормовой башне находятся две 23-мм пушки с боекомплектом из 700 снарядом. В отсеке могут находиться от 70-и 100-килограммовых авиабомб до 18-и 500-килограммовых. В модификации разведывательного самолета используются фотобомбы ФОТАБ.

Ан-12 и сейчас является весьма актуальной транспортной машиной и находится на вооружении ВВС страны. Он выпускался во множестве модификаций — от десантного до командного и летающей лаборатории.

Ан-24

Пассажирский самолет Ан-24 является, пожалуй, самым «старослужащим» самолетом, и поныне эксплуатирующимся на наших региональных линиях. В первый раз он поднялся в воздух в 1959 году, начал поступать в «Аэрофлот» в 1962 году. Производился до 1979 года. За это время было выпущено 1367 самолетов.

Среднемагистральный самолет Ан-24 с двумя турбовинтовыми двигателями зарекомендовал себя надежной, экономичной и неприхотливой в обслуживании машиной. Он способен перевозить до 50 пассажиров на расстояние до 1900 километров с крейсерской скоростью, равной 460 км/ч. Мощность двигателей — 2×2550 л.с. Практический потолок — 7700 метров. Способен эксплуатироваться на коротких ВПП.

Существует 18 модификаций, среди которых лесопожарный, ледовой разведки, экологического мониторинга, поисково-спасательный. Значительное место среди модификаций занимают военно-транспортные модели. Они предназначены и для перевозки бойцов и военной техники, и для десантирования, а также для ведения радиационной разведки и радиозондирования.

Военно-транспортные самолеты Ан-26 и Ан-32 и Ан-34 — это по сути тот же самый Ан-24 с небольшими конструктивными изменениями. В сумме эти три транспортника были выпущены в количестве 1980 машин. Все четыре модели активно экспортировались в Анголу, Болгарию, Вьетнам, Гвинею, Египет, Йемен, Камбоджу, Конго, Кубу, Мали, Северную Корею, Лаос, Монголию, Мозамбик, Сирию, Судан.

Ан-22

В 1969 в части ВВС Советского Союза начали поступать тяжеловесы-рекордисты — Ан-22 «Антей». Это был первый советский широкофюзеляжный турбовинтовой самолет. Всего до 1976 года было произведено 68 машин. Делали их на Ташкентском авиационном заводе. Эксплуатация части из них продолжается в Военно-транспортной авиации ВВС России и поныне.

Ан-22 может поднимать в воздух 60 тонн полезного груза. В его салоне размещаются 290 солдат, 202 раненых или 150 парашютистов.

Длина самолета — 57 м, высота -12,5 м, размах крыла — 64 м.

Мощность двигателей — 4×11240 л.с.

Крейсерская скорость — 560 км/ч, максимальная — 650 км/ч.

Практическая дальность — 5225 км.

Практический потолок — 9000 м.

Экипаж — 5−7 человек.

Уникальность Ан-22 заключается в том, что он единственный в мире тяжелый самолет, способный взлетать и садиться на грунтовые ВПП.

2 года «Антей» был самым крупным и мощным самолетом в мире. В 1971 году на первое место вышел С-5А Galaxy, разработанный американской компанией Lockheed. Он обладал грузоподъемностью в 93 тонны.

Ан-124

ОКБ Антонова вернуло себе первое место среди крылатых тяжеловозов в 1984 году, начав производство тяжелого дальнего военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан».

Его разработка началась в конце 70-х годов. Главная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в воздушной транспортировке в первую очередь мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также в проведении крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники.

При этом было предусмотрено и гражданское использование «Руслана» — для транспортировки крупногабаритных и крупнотоннажных грузов на всех географических широтах, включая приполярные районы.

Свой первый полет Ан-124 совершил в декабре 1982 года. В гражданскую авиацию начал поступать через два года, а в ВТА ВВС — в 1987 году. До 2004 года было выпущено 55 машин.

Большая часть выпущенных «Русланов» сейчас эксплуатируется в ВВС России. Несколько единиц приписаны к российским компаниям «Волга — Днепр» и «Полет», а также к украинской «Авиалинии Антонова», являющейся подразделением ОКБ Антонова.

4-моторный «Руслан» имеет двухпалубную конструкцию. Причем герметизирована не только кабина экипажа, но и две грузовые кабины — верхняя и нижняя.

К наиболее уникальным грузам, доставленным «Русланами», относятся: два колеса гидротурбины для электростанции весом 80 тонн и диаметром 6 метров, 52 тонны золота, 109-тонный железнодорожный локомотив, 86-тонные насосы для ликвидации аварии на японской АЭС. Апофеозом «частного извоза» стала доставка в Москву тремя бортами 310 тонн аппаратуры для концерта Майкла Джексона.

ЛТХ Ан-124

Грузоподъемность — 120 тонн, способен брать на борт 880 солдат с полным снаряжением

Длина — 69 м

Высота — 21 м

Размах крыла — 73 м

Площадь крыла — 628 кв.м.

Тяга ТРД - 4×23430 кгс

Масса пустого — 178000 кг

Максимальная взлетная масса — 392000 кг

Максимальная масса топлива — 212000 кг

Габариты грузовой кабины — 36,5×6,4×4,4 м, объем — 1050 куб.м.

Максимальная скорость — 865 км/ч

Крейсерская скорость — 850 км/ч

Практическая дальность с грузом 80 тонн — 7500 км, с максимальным грузом — 4800 км

Практический потолок — 11600 м

Нагрузка на крыло — 365 кг/кв.м.

Снимок в открытие статьи: транспортный самолет Ан-2 / Фото: Редлих/РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня