Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История
29 апреля 2015 13:50

Самые большие круизные лайнеры мира

О великих предках и потомках погибшего «Титаника»

15377

Знаменитый «Титаник» особняком вошел в историю во многом из-за своего крушения. Среди его современников — круизных лайнеров начала XX века — существовали сопоставимые экземпляры. Ну а некоторые нынешние пассажирские судна иначе как плавучими городами и не назовешь.

У кого палуба длиннее

Более полутора веков человечество участвует в увлекательной крупномасштабной гонке, создавая гигантские трансатлантические корабли и стараясь при этом обязательно установить рекорд по комфортабельности или техническим параметрам. Началось это состязание в 1838 году, когда британское судно «Грейт Вестерн Western» диною в 72 метра со 130 пассажирами на борту совершило первый рейс из Европы в Америку. При средней скорости 8 узлов на это потребовалось две недели и 12 часов. Каюты первого класса были украшены работами известных художников, официанта можно было вызвать, дернув колокольчик. Для первого опыта это считалось исключительной роскошью.

До конца века на воду было спущено еще около двух десятков круизных суперлайнеров, каждый из которых все больше поражал великолепием интерьеров, набором предоставляемых услуг и обновлял рекорд по размерам или скоростным качествам. Так, длина «Океаника» (1899 год выпуска), также построенного в Великобритании на верфях Бристоля, достигала уже 215 метров.

А немецкий «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» разгонялся до 22 узлов, благодаря чему преодолевал Атлантический океан за четверо с половиной суток.

Братья-близнецы

В следующем столетии усовершенствование и укрупнение продолжилось. «Титаник», отправившийся в свой первый и последний рейс в 1912 году, был длиною в 269 метров и развивал скорость до 23 узлов. Точно такие же параметры имел и «Олимпик», еще один британский гигант, построенный годом ранее. В отличие от «Титаника» он проработал много лет и в глубокой старости был утилизирован.

Каюты и общественные помещения обоих лайнеров впервые были разделены на три класса. К услугам первого класса были представлены бассейн, корт для сквоша, ресторан, кафе, спортзал. Главное отличие близнецов — на «Титанике» были апартаменты с отдельными прогулочными палубами для миллионеров, тогда как на «Олимпике» они отсутствовали.

Стоит отметить, что в XX веке первенство в постройке крупнейших круизных кораблей по-прежнему оставалось за Великобританией. Однако в 1935 году Франция спустила на воду «Нормандию», длина которой составляла 313 метров, и этот рекорд до конца столетия побили только два корабля — «Куин Элизабет» и «Франция». На чисто символических пару метров.

Под ружье

В период мировых войн круизные лайнеры меняли свое предназначение, их превращали во вспомогательные крейсеры и другие военные корабли. Например, судно «Куин Элизабет» в 1942 году осуществляло перевозку австралийских войск в Азию и Африку. На нем были установлены зенитные орудия.

Лайнер «Куин Мэри» также использовался как военный транспорт. Благодаря своей высокой скорости он мог совершать рейсы без конвоя и за время своей службы перевез около 800 тысяч военнослужащих.

Шампанское с риском

Спуск на воду всех без исключения исполинов сопровождался невероятной помпой. Разбитию о борт бутылки шампанского, как правило, предшествовало грандиозное шоу с участием известных артистов и политиков. Но, не смотря на традиции и ритуалы, не только «Титаника» ждала трагическая судьба.

Так, корабль «Грейт Истерн» в 1862 году наскочил на подводный риф и получил пробоину в три метра шириной. Судно спасло второе дно.

Британский трансатлантический пароход «Лузитания» в 1915 году был торпедирован германской субмариной у берегов Ирландии. Погибло 1198 человек (из 1959). Капитан Тернер оставался у штурвала до тех пор, пока его не смыло волной за борт. Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца, умерла в 2011 году на 96-м году жизни.

«Нормандия» сгорела и затонула в 1942 году в Нью-Йорке из-за неосторожного обращения с огнем рабочими порта.

Тем не менее, нельзя не заметить, что самые крупные пассажирские корабли были оснащены весьма надежной системой безопасности, а трагедия того же «Титаника», главным образом, была связана с недостаточным количеством спасательных шлюпок, что в последствие было учтено.

Город-сад

В XXI веке судоходная гигантомания перешла на новый виток. Крупнейшее на сегодняшний день 16-палубное судно «Allure of the Seas» было построено в 2010 году в Финляндии. Его длина составляет 363 метра, вместительность — 6400 пассажиров плюс 2100 членов экипажа и обслуживающего персонала.

Это автономный субъект, включающий в себя целые заводы — по переработке отходов, по превращению морской воды в питьевую и так далее. Что касается комфорта, то перечислять услуги в данном случае дело трудоемкое. Например, имеется настоящий ледовый каток, огромное казино, театр, джаз-клуб, дискотека. На судне высажен целый парк из экзотических растений и кустарников. Обустроены волейбольные и баскетбольные площадки, четыре плавательных бассейна с десятиметровыми вышками и трамплинами, поле для гольфа, боулинг, стены для скалолазания, фитнесс центры, спа-салоны. Есть даже возможность заниматься серфингом в специальных бассейнах. Не говоря уже о магазинах и бутиках, ресторанах и барах.

Рекорд же скорости при переходе из Европы в США (приз «Голубая лента Атлантики») до сих пор принадлежит американскому лайнеру «Юнайтед Стейтс», который в 1952 году добрался из Нью-Йрка в Ливерпуль за трое с половиной суток.

Впрочем, мир ждет новых достижений и они, скорее всего, не за горами.

Снимок в открытие статьи: imago stock&people/ Globallookpress

Последние новости
Цитаты
Лариса Шеслер

Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины

Андрей Манойло

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня