История
11 июля 2015 16:57

Охотники за уликами

С помощью метода, который изобрел искусствовед, ловят преступников и лечат психику

7868
Портрет Джованни Морелли
Портрет Джованни Морелли (Фото: худ. Франц фон Ленбах)

До 70-х годов XIX века в музеях Европы царил сущий бардак. Тициана путали с Веласкесом, работы учеников Рафаэля ошибочно приписывали Леонардо, а неопознанный Джотто томился в запасниках. Но появился некий дилетант, который научил профессиональных искусствоведов правильно определять авторство картин. Вскоре этим методом начали пользоваться в различных сферах человеческой деятельности.

Лицо обманет, ногти скажут правду

Человеком, который спровоцировал «скандал в благородном семействе» стал Джованни Морелли (1816 — 1891) — известный итальянский политик, сенатор. Он окончил медицинский факультет Мюнхенского университета. И в мире искусства был известен как коллекционер, собирающий полотна итальянских мастеров.

В 1874—1876 годы Морелли опубликовал цикл статей в «Журнале изобразительного искусства» под псевдонимом никому не известного «русского ученого» Ивана Лермольева и в переводе также вымышленного Йоханнеса Шварца.

«Лермольев» утверждал, что музеи переполнены картинами, авторство которых установлено неверно. И предложил новый метод атрибуции полотен. Не следует брать за основу, как это обычно делается, наиболее броские особенности полотен: устремленные к небу глаза персонажей Перуджино, улыбку персонажей Леонардо и т. д. Их довольно умело воспроизводят либо ученики художника, либо ушлые фальсификаторы.

Следует, наоборот, изучать самые второстепенные детали, наименее затронутые влиянием той школы, к которой художник принадлежал: мочки ушей, ногти, форму пальцев рук и ног. Таким способом Морелли выявил и описал формы уха, ногтей, пальцев, специфичные для ряда великих мастеров. Пользуясь этим методом, он указал на десятки ошибок при установлении авторов картин, находившихся в главных музеях Европы. Так, например, в полотне Дрезденской галереи, изображавшем спящую Венеру и считавшимся копией утраченного Тициановского полотна, Морелли опознал картину, написанную Джорджоне.

Сообщество искусствоведов встретило в штыки метод безвестного Лермольева. Но и когда Морелли раскрыл свой псевдоним, то за ним все увидели точно такую же пустоту. То есть дилетанта, а не профессионального искусствоведа. Установление авторства Джорджоне назвали чистой случайностью, а метод Морелли — шарлатанством. Однако вскоре искусствоведы втайне начали им пользоваться.

Откуда «растут уши» дедуктивного метода

Имя Морелли так бы и затерялось в веках, если бы не его соотечественник — историк культуры Карло Гинсбург (1939), который в 1979 году опубликовал статью «Уликовая парадигма и ее корни». В ней профессор Болонского и Калифорнийского университетов убедительно доказал, что Морелли интуитивно нащупал универсальный аналитический метод, которым в конце XIX века начали продуктивно пользоваться представители самых разнообразных гуманитарных профессий. Более того, плоды деятельности как минимум двоих знаменитых первопроходцев непосредственно связаны со знакомством с теорией Морелли.

При пристрастном прочтении рассказов Артура Конан Дойля становится очевидно, что его знаменитый сыщик Шерлок Холмс пользуется именно мореллиевским методом. Сила Холмса заключалась в том, что он наиболее пристально исследовал второстепенные детали, мелочи: сорта табака, разновидности пыли, пуговицы… А также строение ушей и ногтей.

В рассказе «Картонная коробка» Холмс, изучая два отрезанных уха, проявляет громадную осведомленность в вопросе индивидуальных и общих анатомических признаков этой части тела. И сообщает Ватсону, что опубликовал две статьи на эту тему в «Антропологическом журнале».

И это не случайное совпадение с методологией Морелли. Дело в том, что Конан Дойль был знаком с работами итальянского дилетанта. Его познакомил с ними его дядя — Генри Дойль, директор Национальной галереи искусств в Дублине, который на профессиональной почве многократно встречался с Морелли в 1887 году. Первый рассказ о Холмсе Конан Дойль написал именно в 1887 году.

Отмычка для подсознания

Ну а Зигмунд Фрейд так совершенно прямо и откровенно признается, что он создал свое учение о психоанализе под влиянием Морелли. Став знаменитым и модным, Фрейд в статье «Микеланджеловский Моисей» пишет: «Задолго до того, как я мог что-либо услышать о психоанализе, я узнал, что некий русский искусствовед, Иван Лермольев, первые статьи которого были опубликованы на немецком языке в 1874—1876 гг., вызвал настоящую революцию в художественных галереях Европы, поставив под вопрос атрибуцию многих полотен, выдвинув новый, претендовавший на абсолютную надежность метод отличения подлинников от подражаний и выделив новые творческие индивидуальности на основе тех произведений, от которых были отведены ранее принятые атрибуции… Впоследствии мне было весьма интересно узнать, что за русским псевдонимом скрывался итальянский врач по фамилии Морелли. Ставший позднее сенатором Королевства Италия, Морелли умер в 1891 году. Я полагаю, что его метод находится в тесном родстве с техникой медицинского психоанализа. Для психоанализа тоже привычно обнаруживать тайное и скрываемое, исходя из низкооцениваемых или незамеченных признаков, из отбросов, „отходов“ нашего наблюдения».

Связь метода атрибуции полотен Морелли с техникой психоанализа очевидна. Поскольку и то, и другое относятся к уликовой парадигме. Морелли небезосновательно считал, незначительные элементы в работе художника выписываются в моменты максимального ослабления авторского самоконтроля, когда художник работает автоматически. Именно тогда проявляются чисто индивидуальные свойства. Они прорываются на холст безотчетно для самого автора. То есть бессознательно. Но именно на анализе бессознательного и построена техника психоанализа.

Неявные симптомы

Гинзбург в своей работе «Уликовая парадигма» очень точно подмечает, что не только Морелли, и Фрейд были медиками. Артур Конан Дойль до того, как заняться писательством тоже был практикующим врачом. Из чего следует вывод: «мелочи» и «отбросы», на которые обычный человек не обращает внимания, были для них своего рода симптомами, при помощи которых можно диагностировать заболевание.

Они были прекрасно знакомы с той частью медицинской диагностики, которая позволяет, опираясь на поверхностные и малозначащие симптомы, диагностировать болезни, недоступные для прямого наблюдения. Зачастую связать симптомы с тем или иным заболеванием логически просто невозможно. Например, врачи, обладающие громадным опытом и природным даром, способны с большой степенью достоверности ставить диагноз по пульсу пациента. Что со стороны выглядит чистым шарлатанством.

На роль универсального диагностического метода претендует и иридиодиагностика — определение заболевания по радужной оболочке глаз. Однако неоднократно проведенные исследования показали, что вероятность верного определения заболевания не превышает обычной случайности. А вот для идентификации личности этот метод прекрасно подходит. Дело в том, что текстура радужной оболочки глаза развивается в ходе внутриутробного развития, не претерпевая изменений после рождения. Причем этот параметр уникален для каждого человека. Именно на этом основании в последнее время становится популярным идентификация личности по радужной оболочке глаз.

Куда более длинная история у другого метода идентификации — дактилоскопии. Она появилась в конце XIX века. «Отцом» дактилоскопии считается Уильям Гершель (1833 — 1917), длительное время работавший в Индии чиновником английской колониальной администрации. Обнаружив, что часто неотличимые для европейского глаза индусы за одну и ту же выполненную работу многократно получают оплату, он заставил их, обмакнув палец в чернила, оставлять в ведомости отпечатки.

Никакой связи с Морелли у Гершеля не было. Он сам, своим умом, дошел до понимания того, что такая мелочь, как рисунок на подушечках пальцев, является уникальным «паспортом» человека. При этом необходимо понимать, что и методы идентификации по «несущественным» признакам, и многое другое, что основано на выявлении главного по неявным признакам — все это относится к уликовой парадигме.

Последние новости
Цитаты
Захар Прилепин

Писатель, журналист

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня