Противостояние между КНДР и США перешло в личный конфликт двух лидеров
Весь мир даже на пару дней не успевает выдохнуть, чтобы хоть ненадолго успокоиться в надежде, что Северная Корея все же перестанет грозить своими ядерными бомбами. Но боевой дух КНДР, похоже, крепнет день ото дня. Не успокаивается и Америка, раззадоривая лидера страны Утренней свежести.
Северокорейская угроза
Сначала Ким Хен Чжун — посол КНДР в России предупредил, что его страна при помощи ядерного оружия может ответить на высказывания президента США Дональда Трампа в адрес Пхеньяна. Позже комитет Северной Кореи за мир в Азиатско-Тихоокеанском регионе опубликовал заявление, в котором призвал Америку
прекратить враждебную политику в отношении КНДР и пригрозил концом света.
«Мы снова предупреждаем старого психопата из Америки, чтобы он не впадал в истерию. Его размахивание санкционной дубинкой и демонстрация мускулов с помощью бомбардировщиков, которые летают перед приведенными в боевую готовность вооруженными силами КНДР, — это акт самоубийства», — взывают миротворцы КНДР и напоминают, что действия Трампа могут привести к «ядерной катастрофе», которая «превратит Америку в море огня».
Напомним, о том, что США готовы к применению военной силы в конфликте с КНДР, Трамп заявлял не раз, в том числе — 26 сентября. По словам американского лидера, Вашингтон полностью готов ко второму варианту, даже если этот вариант не предпочтительный. И это не просто слова. Американские военные и армия Южной Кореи уже провели совместные учения по противовоздушной обороне средствами ближнего действия на фоне угрозы со стороны КНДР. Еще одни готовятся в середине октября.
Ударная группа США, возглавляемая авианосцем «Рональд Рейган», может быть направлена в Японское море 15 октября, сообщил анонимный источник в оборонном ведомстве южнокорейскому агентству Ренхап.
Противостояние между КНДР и США перешло в личный конфликт двух лидеров
Возможно ли вообще сегодня осуществление военного сценария на Корейском полуострове? Множество историков и экспертов склоняются к тому, что ни одна из стран не переступит красной черты, ибо речь идет о применении ядерного оружия, а значит, о сохранении планета Земля вообще.
При этом, конечно же, история помнит, что Корейский полуостров в конце 19 и середине 20-го веков не раз становился объектом напряженности для мировой общественности. Почти два века вызревала и разрешалась сложная историческая драма на Дальнем Востоке. При этом расклад сил все равно остается прежним. Япония видит во всем этом свой интерес, Америка выступает на стороне Южной Кореи, Китай и Россия готовы вступиться за КНДР. Но ведь подобное кровопролитие уже поражало мир более полувека назад, в 1950 году. Неужели оно ничему не научило?
Роковая ошибка России
Начало этого процесса надо, пожалуй, отнести еще к 1892 году, когда начался первый этап японской экспансии в Корею, которая находилась тогда под протекторатом Поднебесной. Китай не хотел уступать, между ним и Японией шли непрерывные столкновения, приведшие в 1894 году к полномасштабной войне, в которой Китай потерпел полное поражение. Но в конце концов, благодаря вмешательству России, Германии и Франции Япония принуждена была отказаться от Ляодуна, а Корея была признана самостоятельным государством. Тогда еще единым.
Все бы так и оставалось, если бы позже сама Россия не вмешалась в отношения этих дальневосточных государств.
Понятно, что Япония не смотрела безучастно на то, как Россия укрепляет свои позиции в регионе, где хозяином положения она всё более ощущала себя. Разгромив Китай в 1894 году, она уже беспрепятственно обосновывается в Корее. Она вводит туда войска, десятки тысяч колонистов, берёт в свои руки торговлю, почту, телеграф, железнодорожное строительство, устраивает дворцовые перевороты… Презрительное отношение к корейцам, жестокий режим на фактически оккупированной территории вызывают восстание и обращение за помощью к России. Россия посылает в Корею своих военных и финансовых советников.
На том бы нам тогда и остановиться, заявив твёрдый протест против действий Японии в Корее и утвердившись в достойной позиции миротворцев. Но горячие головы в императорском окружении сочли, что мы не слабее Японии и можем извлечь из сложившейся ситуации бoльшую пользу для себя. Вопреки активному противодействию трезвомыслящего Сергея Витте и некоторых других министров, Россия, ещё недавно выступавшая за неприкосновенность «дружественного Китая», в конце 1897 года сама завладела Квантунским (Ляодунским) полуостровом, превратив Порт-Артур в крепость, а город Далянь (Дальний) — в коммерческий порт, открытый для иностранной торговли.
Позже российское руководство поняло опрометчивость совершённого шага, но возвращаться на исходные позиции было невозможно без потери лица. Пришлось заново выстраивать отношения с ведущими странами региона.
Чтобы умиротворить Японию, воевать с которой Россия не хотела, пришлось поступиться своим влиянием в Корее. Оттуда были отозваны русские советники, и Япония прочно обосновалась в Корее, теперь уж беспрепятственно оккупировала её.
Предоставляя Корею всецело Японии, Россия требовала только гарантии, что территория её не будет использована в стратегических целях и не будет произведено военных работ, которые могли бы угрожать плаванию по Корейскому проливу. Для обеспечения своего почти беззащитного Приамурского края, к которому подходила граница Кореи, Россия предлагала установить нейтральную зону к северу от 38-й параллели, в которую ни одна сторона не должна была вводить свои войска. (Запомним это предложение о 38-й параллели — оно будет реанимировано спустя полвека: именно по 38-й параллели пройдёт разделительная линия в Корее после капитуляции Японии в 1945 году. К северу от неё японские войска будут сдаваться СССР, к югу — США).
Чтобы предотвратить очень нежелательное вмешательство Японии в свои договорные отношения с Китаем, русское правительство заверяло, что оно «не будет препятствовать Японии, как и другим государствам (имелись в виду Англия и США. — авт..), пользоваться правами, приобретёнными ими в Маньчжурии по действующим с Китаем договорам».
Лучше бы, конечно, с самого начала не делать опрометчивых шагов. Теперь же попытки ослабить напряжённость за счёт компромиссов воспринимались геополитическими противниками как признак слабости Российского государства. Напор молодого, набирающего силу азиатского тигра оказался столь сильным, что России пришлось пойти на новые, крайние уступки, в том числе на отказ от «нейтральной зоны» в Северной Корее, на допуск японцев в Маньчжурию железнодорожным путём и полную свободу рук в Корее. Но и эти уступки не только не помогли — они даже раззадорили японцев, которые решились помериться силами с российскими конкурентами в открытом вооружённом столкновении. Они не стали разводить дипломатических антимоний, чтобы не дать противнику доставить сюда подкрепление из глубинных районов империи, и напали первыми… Про гибель «Варяга» и про героев, которые спят вечным сном «на сопках Маньчжурии», до сих пор, сто лет спустя, со слезою в голосе поют в русских застольях. Кто повинен в той трагедии и в том, что вплоть до 1948 года Корея, тогда еще единое государство было просто рабским приложением к Японии?
За Корею воевал весь мир
После капитуляции Японии во Второй мировой войне в сентябре 1945 года союзники договорились об установлении в Корее разделительной линии по 38-й параллели, к северу от которой японские войска будут сдаваться СССР, к югу — США. В скором времени эта линия превратилась в границу между капитализмом и коммунизмом. В 1948 году на Корейском полуострове при поддержке американских и советских покровителей было сформировано два правительства — Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). Нашей козырной картой стал капитан Советской Армии товарищ Ким Ир Сен. Американцы посадили на трон Ли Сын Мана, правившего страной с 1948 по 1960 год, прожившего 90 лет. А Ким Ир Сен был бессменным руководителем, великим вождём и учителем с 1948 по 1994 год — до самой смерти.
Хотя формально странами руководили Ким и Ли, всеми делами заправляли победители. Переговоры советско-американской комиссии о мирном объединении страны окончились провалом. Ну не могли мы согласиться на то, чтобы в объединённой Корее строили капитализм. А американцы не желали строительства социализма — и так половина Европы находилась под влиянием СССР. Вопрос о том, кто решил объединить Корею силой оружия, до сих пор остаётся открытым. В СССР считали (а в КНДР до сих пор считают), что это капиталистический Юг напал на коммунистический Север. В США и Южной Корее господствует прямо противоположная точка зрения — что это Сталин решил подёргать за хвост американского тигра руками корейских товарищей. Большинство нынешних российских историков готовы поддержать это мнение с одной существенной оговоркой: войну начал разгорячённый мощью и силой большого брата лидер Севера Ким Ир Сен. К тому времени он возглавил кабинет министров КНДР и находился в упоении властью. Ким, по словам современников, буквально упросил руководство СССР помочь ему.
Тогда, 25 июня 1950 года, даже комиссия ООН в Сеуле не смогла разобраться в сути происходящего — какую из сторон считать агрессором. В тот же день Совет безопасности ООН призвал Северную Корею отвести войска на исходные позиции. СССР не смог наложить на это решение вето — он не участвовал в заседаниях Совета безопасности с января в знак протеста против политики ООН в отношении коммунистического Китая. Тогда же произошло фактическое разделение страны — на материковый Китай во главе с Мао Цзэдуном и островной — Формоза (Тайвань) во главе с маршалом Чан Кайши. Мировое сообщество этого факта не одобряло.
В армии КНДР к началу боевых действий насчитывалось около 130 тысяч человек, в южнокорейской — примерно 100 тысяч. Северокорейские войска настолько успешно «оборонялись», что 28 июня, на третий день войны, взяли столицу Южной Кореи Сеул. Командующий американскими силами генерал Макартур лично проинспектировал фронт и поставил диагноз: южнокорейские вооружённые силы неспособны отразить вторжение северян даже при воздушной поддержке США. 30 июня президент Трумэн принял решение ввести в Корею сухопутные войска. Кроме США непосредственное участие в войне приняли 14 стран — членов ООН, среди них Великобритания, Франция, Турция, Австралия, Бельгия… Даже Колумбия и Эфиопия отправили по одному батальону.
Америка готовится к новому торгу с РФ вокруг санкций
По мере введения в бой новых частей американцев и их союзников отступать стали северокорейцы. В конце сентября был отбит Сеул, а через месяц захвачен Пхеньян. И тут «дёргать за хвост американского тигра» пришли два «больших брата». Сталин отправил в Корею 64-й авиакорпус — три авиадивизии, одной из которых командовал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, три дивизии зенитчиков и отдельный полк ночных истребителей. Мао Цзэдун помог живой силой — в конце ноября наступавших на север американцев встретили сотни тысяч китайских «добровольцев» и погнали обратно. В начале нового, 1951 года северяне вновь взяли Сеул. Вскоре боевые действия вернулись туда, где начались, — в район 38-й параллели. Там они и окончились вскоре после смерти Сталина. 27 июля 1953 года было подписано перемирие.
Корейская война вошла в историю как одна из самых кровопролитных во второй половине ХХ века. Китайцы потеряли без малого миллион человек, США — 54 426, СССР — 299. Потери корейцев точно не известны, КНДР по этому поводу хранит тайну: считается, что от 4 до 9 миллионов человек, две трети которых — мирные жители.