Проект «Великан» и тайна янтарной комнаты: Что строили нацисты на «65-м километре

Гитлер хотел спрятаться в подземном городе

11991
Проект «Великан» и тайна янтарной комнаты: Что строили нацисты на «65-м километре
Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

Осенью 1943 года для всех, в том числе и для самих немцев стало очевидно: война проиграна. Для тех служб Третьего Рейха, которые отвечали за безопасность их бесноватого лидера, пришло время призадуматься о смене основной ставки Фюрера: его прежняя главная ставка «Волчье логово» («Вольфсшанце») — комплекс более чем из 80-ти подземных бункеров недалеко от города Растенбурга в Восточной Пруссии (ныне город Кентшин в Варминско-Мазурском воеводстве Польши) — уже не удовлетворял требованиям ни убежища, ни командного пункта Гитлера как главнокомандующего немецкими войсками.

Из этого следовал один вывод — строить новую ставку. И Гитлер приказал возвести ее в другом месте. Для этой цели был выбран старинный и одновременно крупнейший замок в Силезии (и третий по величине в Польше после Мальборка и Вавеля) — Ксёнж. Расположен он неподалёку от польского Валбжиха и представляет из себя настоящую мощную крепость.

В свое время это циклопическое строение было возведено на скальных породах — вот прямо в них-то, внутри базальтового и гранитного монолита под Ксёнжем, и решено было вырубить убежище. И не просто бункер, а целый подземный город — город Фюрера, как назвали это гигантское подземное сооружение сами нацисты. Построенный в XIII веке и в XIV веке отошедший к богемской короне в XIV-м веке замок Ксёнж был конфискован нацистами для этих целей.

Читайте также
Как Брежнев озаботился отсутствием пива в доме отдыха Как Брежнев озаботился отсутствием пива в доме отдыха История Малого театра насчитывает без малого 200 лет, много чего было за это время

Дороте Стемповской, чья семья была в услужении у бывших хозяев замка, сегодня уже за 80. Но она до сих пор хорошо помнит, как в замок приезжали инженеры, после чего под землей начались взрывы. Как потом выяснилось, в скальной породе была вырублена шахта глубиной 50 метров. Более того, под землей было прорезано в скалах в общей сложности порядка двух км тоннелей. По замыслам проектировщиков и руководителей строительства, таким образом в скалах возводился не только бункер для Гитлера и элиты Третьего рейха (впрочем, Фюрер со свитой должен был проживать в самом замке). А в скальном пространстве под замком должны были быть построены секретные заводы для «оружия возмездия» — ракет, а также реактивных самолетов «Ме-262» и другой новейшей военной техники. А в качестве рабочей силы сюда привезли заключенных из концлагеря Гросс-Розен, для охраны которых пригнали 4000 эсэсовцев.

Объемы работ стремительно расширялись: если для строительства того же «Волчьего логова было потрачено 36 миллионов рейхсмарок, то для проекта Великан уже планировалось истратить 150 миллионов! Судя по дошедшим до наших дней фотографиям, оставшимся с тех пор, страдавший гигантоманией Гитлер планировал даже использовать в качестве транспортного средства для перевозки под землей оборудования и готовой продукции вагоны с шириной железнодорожной колеи 3 метра и высотой 5−7 метров.

Соответствующей высоты должны были быть и тоннели, которых напланировали построить уже многие и многие километры. Понятно, что, принимая желаемое за действительное, даже обладая такой мощной промышленной машиной, которую имел Третий рейх, Гитлер осознал тот факт, что быстро осуществить задуманное и легко справиться с поставленной задачей вряд ли удастся.

Читайте также
Армянская репутация Су-30СМ: Истребитель, который не воевал Армянская репутация Су-30СМ: Истребитель, который не воевал Ереван не решился или просто не смог поднять в небо свои лучшие самолёты?

Столкнувшись с тем, что темпы возведения запланированного объекта постепенно замедлились, фюрер перепоручил руководство проектом министру вооружений Альберту Шпееру. Однако, как и все, что задумывал бесноватый лидер Третьего рейха (в том числе и нападение на Советский Союз), закончилось, в конце концов, неудачей. Пшиком увенчалось и возведение проекта «Великан».

Все, что от него осталось — десяток-другой километров подземных железнодорожных веток, несколько секретных складов и помещений и огромное количество таинственных секретных документов, большая часть которых так и осталась утерянными.

Зато в 2015 году в окрестностях польского Валбжиха под землей на так называемом «65-м километре» якобы нашли «золотой бронепоезд нацистов» с вагонами, полными то ли ящиками с золотом и ценностями Третьего рейха, то ли с остатками утерянной еще во время войны янтарной комнаты. Информация эта наделала тогда много шума, но тоже оказалась пшиком.

Причем, история эта, как оказалось, имеет продолжение.

Последние новости
Цитаты
Андрей Милюк

Политолог

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Андрей Коновал

Сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие»

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня