История / Великая Победа
29 ноября 2020 15:55

Почему мы теряем Зою?

Андрей Рудалёв на очередную годовщину казни Зои Космодемьянской

19072
На фото: экспозиция музейного комплекса "Зоя" памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской,
На фото: экспозиция музейного комплекса «Зоя» памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, (Фото: Максим Усков/ТАСС)

Зоя Космодемьянская — безусловная святая отечественной цивилизации. Невеста победы.

«Снеговая невеста» будто из мрамора лежит на снегу. В ее лике — «незнакомая власть». Именно так описала по фотографии Зою Маргарита Алигер в своей поэме. Зоя у нее — «символ правды и силы».

Ее мученический венец, в том числе и за веру. Если бы не она, не такие, как она, давно не было бы и Православия. Ничего бы не было из того, что здесь жило и развивалось тысячу лет. Это к тому, что вопрос ее церковной канонизации — давно назревший и необходимый.

Это помогло бы и самой Церкви примириться с отечественным 20 веком, понять и принять его суть, когда святость вошла в мир. Это помогло бы и сблизить Церковь с обществом… Впрочем, Зоя происхождением из священнического рода, принявшая преображенную страну и пострадавшая за нее — давно уже канонизирована народом. Да, и на небесах, думается, это решенный вопрос.

Читайте также
Что мы там забыли? Что мы там забыли? Военный обозреватель «СП» о том, зачем России Крым, Карабах, Калининград, базы в Сирии и так далее

Церковная канонизация Зои Космодемьянской (и не только ее одной) нужна, чтобы преодолеть отчуждение, чтобы вписать российский 20 век в тысячелетнюю традицию, чтобы исторгнуть затяжную рознь и смуту, которая регулярно оттаптывается на той же страстотерпице.

Технология разрушения ее образа очень проста и подла. Зою Космодемьянскую со времени перестройки, когда все выворачивали наизнанку, обставляли надуманными вопросами, допущениями и откровенной клеветой. Чтобы убить еще раз. Чтобы и нас опустошить и изрешетить души, устроить в них сквозняки.

Традиционно начинают с того, что вся ее каноническая история — агитпроп, искусственно созданный, практически по агиографическим канонам, идеологически выверенный плакат. Будто все, что мы знаем о ней, если и не ложь, то вереница полуправд и замалчиваний. То есть делается четкий акцент на необходимость разделения ее официальной биографии и реальной. Что должно оправдать все дальнейшие вопросы, версии и измышления, потому как их цель благая — докопаться до истины.

Делается акцент на будто бы случайном характере того, что выбор прославления пал на Зою и ее поместили в первый ряд пантеона героев Великой Войны. Что героев было много, и на ее месте могли оказаться многие. В этой логике делается намек на то, что «назначили».

Далее начинают дискутировать по поводу «задания», которое выполняла 18-летняя «диверсантка» Зоя. И здесь ей много доставалось от разыскателей истины и черных копателей истории, которые часто действуют, как и ее палачи, повесившие на шею плакат «Поджигатель домов». Утверждали, что никакого смысла в ее самопожертвовании не было. Достается не только ей, но и власти, военному командованию: дескать, посылали 18-летнюю девушку на верную гибель, и так всю войну вели людей на убой, что будто бы исправляло огрехи бездарного руководства. Завалили трупами — это фраза уже стала аксиоматический для восприятия войны. Вошла в ее антиканон. И подобного внушенного очень и очень много. Вода камень точит — таков принцип вывертов и подмен.

Дело тут не только в варварском желании крушить храмы, выносить святых и перекраивать историю в угоду новой конъюнктуре. Проблема в том, что сам феномен подвига стал совершенно непонятным, а общество перековывали на невосприимчивость к нему. Он не укладывается в победившую мещанскую логику. Это все с разных планет и измерений.

Вот поэтому с одной стороны напирают на то, что герои — пропагандистские мифы, а, с другой, пытаются объяснить как аномалию, в том числе психологическую. Вот поэтому и на шею Зои настойчиво пытаются накинуть удавку шизофрении. Делается это методично и планомерно. Люди только начинают забывать о наветах, им невзначай вновь услужливо о них напоминают.

Несколько лет назад этот финт проворачивал карикатурист Бильжо. Скандал, который он инициировал, получил большой общественный резонанс. Основательность словам карикатуриста должен был придавать тот факт, что он когда-то был врачом-психиатром. Можно вспомнить, что и в трагический для страны 91-ый год газета «Аргументы и факты» опубликовала статью неких врачей центра детской психиатрии, где утверждалось, что Зоя лежала в Кащенко с подозрением на шизофрению. В качестве довода приводили рассказы коллег, будто после войны некие люди изъяли из архива ее историю болезни. Подобное штамповалось под копирку регулярно. Именно из-за стандартизированности инсинуаций они и претендуют на доверие, потому как воспринимаются за что-то знакомое.

Эту «шизофрению», ставящую под вопрос дееспособность, и прокручивают в качестве противовеса стойкости и святости. Посыл понятен: делается подобное для внушения и четкого разделения, что святость — это пропаганда, а болезнь — реальность и правда. Так внедряется опыт предательства, как что-то естественное.

С изысканиями «правды» связаны и тенденции к новому прочтению образа героини, ее актуализации. Все, конечно же, из лучших и прекрасных побуждений, чтобы убрать шелуху мифов и пропаганды, а оставить лишь человеческое, слишком человеческое.

С этим, к примеру, связана свежая история с публикацией журнала «The Village», посвященной недавно открывшемуся мемориальному комплексу в Петрищево. Уже заголовок публикации ориентирован на провокацию и скандал: «„Зоя“: Самый красивый музей Московской области Место казни Космодемьянской и идеальный фон для фэшн-съемки». Вот так и переводится святое в разряд фонового, чтобы после и вовсе запечатать в сундуках, которые будут нести новые смыслы.

Вот и сам новый мемориальный комплекс, что такой сундук — белое здание, от которого веет чужим. Там, по сути, Зою спрятали, погребли в белый «снег» «бетона. Или может это действительно больничный корпус для больной менингитом, шизофренией?.. Уже отмечено, что комплекс скопирован с западных образцов. Видимо, скоро и историю Второй мировой войны мы будем полностью выправлять по западным калькам. Уверенно дрейфуем в эту сторону.

Авторы концепции мемориального комплекса заявляют, что «в музее Зои архитектура не должна привносить дополнительные смыслы к ее истории», но новые смыслы очевидны. Получаем, на самом деле, тот самый фон для селфи и съемок. Зачищено все красное, из атрибутов советского — только звезда и то белая, то есть практически затертая, вымаранная.

Купирована и фамилия героини, оставлено только имя. Так моднее. И это тоже не случайно, заявляется, что «Зоя — имя реальной девушки, и в то же время, лишенное фамилии, оно как бы присвоено целому поколению людей». То есть под лозунгами демифологизации истории идет попросту ее выхолащивание. Через какое-то время мы и вовсе увидим, что от победы окончательно отторгнут советское, с которым будет ассоциироваться исключительно репрессивное. Уже сейчас можно наблюдать, что при разговорах о войне часто игнорируется феномен того строя, той страны, которая смогла победить, и в этой победе явить себя в качестве последователя всей истории отечественной цивилизации. Вместо этого речь ведется о поколении, о народе, который будто бы пребывал в безвоздушном пространстве и совершал все вопреки…

Причины всего этого тоже понятны. Сейчас Великая Победа является главной идеологической доминантой России. Страна хочет себя видеть ее наследницей, жаждет наследовать все лучшее в истории того же 20 века. Но тут возникает проблема «красного» — советского. Мало того, что новая Россия возникала через отмежевание от советского наследия, через его безудержное и беспредельное обличение, осквернение через ложь и уничтожение. Проводилось это по типу глумления над Зоей Космодемьянской и другими отечественными героями. Мол, советское государство было бездушной, людоедской и шизофренической машиной. Все годы новейшей российской государственности советское низводилось исключительно до формата неудачного и тупикового эксперимента, к тому же репрессивного. Это было своеобразным алиби для перестроечного раскола, хаоса девяностых, да и к тому же повороту в дремучий капитализм, для которого советское прямо противопоказано.

Читайте также
Amazon, Microsoft, Google, Oracle и IBM: ЦРУ заключило облачный контракт на $ миллиарды Amazon, Microsoft, Google, Oracle и IBM: ЦРУ заключило облачный контракт на $ миллиарды Эти компании, по логике, необходимо объявить в России persona non grata!

Нивелируя значение советского, отрицается целостность отечественной истории. Сейчас из советского периода пытаются произвести некий конструкт по принципу «отобрать все самое лучшее» и обезличить. Мало того, что в этом есть что-то от мародерства, при подобном прогрессирующем подходе будут совершенно не понятны феномены возникновения этого самого лучшего — той же Победы. Как и будет далек феномен героического, который в тех советских реалиях воспринимался за совершенно естественное явление, поэтому и принимался обществом за свое, родное. Невозможно в такой ситуации понять и принять, как родную, ту же Зою Космодемьянскую. В ее целостном образе все время что-то будет мешать, не вмещаться в наше современное прокрустово ложе. Поэтому и начинаем переписывать, подправлять, извращать, а то и помоями поливать.

Сейчас героическое, скорее, нечто противоестественное, аномалия. И нельзя сказать, что нет героев в современности, но из-за восприятия их подвигов в качестве аномального, происходит отчуждение от них и невосприятие.

В этом главная проблема. Мы до сих пор живем с ощущением пребывания на обломках, наше мышление сформировано в эпоху раскола и смуты со всеми вытекающими последствиями. Пытаемся что-то себе мастерить из этих обломков наудачу и, выбирая себе по вкусу. Вокруг при этом кричат, что строится новый угловатый и обтянутый колючкой барак, наполненный шизофрениками. Сейчас мы не в состоянии понять, что воспринимаемое нами за обломки, на самом деле есть кусочки смальты, из которой сложена грандиозная картина. Ее и продолжаем уничтожать. Так пойдет дальше, то потеряем очень и очень многое. Ту же Зою, победу и себя.

Последние новости
Цитаты
Владимир Рожанковский

Эксперт «Международного финансового центра», LIFA

Герман Садулаев

Писатель, член КПРФ

Константин Ордов

Заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня