После Батыева погрома 1240 года Киев более ста лет находился в глубоком упадке, историки толком не знают, что там происходило, именуя этот период «тёмными временами». Во второй половине XIV века территории бывшего Киевского княжества, Черниговского и Брянского княжеств захватили литовские князья.
Хотя сейчас историкам иной раз трудно определить, был тот или иной город захвачен литовцами или местные жители сами пригласили чужака править и защищать их. Вспомним литовского князя Довмонта (в крещении Тимофей), который успешно защищал Псков с 1266 по 1299 год. А затем псковичи причислил князя к лику святых. Этнические литовцы стояли на куда более низком уровне развития, чем русские, и ничего не могли им дать, кроме отважных князей и их дружин.
Литовские князья отличались веротерпимостью, часто исповедовали двоеверие и даже троеверие (язычество, православие и католицизм). В последнем случае они имели по три имени. Собственная письменность у литовцев появилась лишь в XV веке.
Формально Юго-западная Русь вошла в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ), но там всё осталось по-прежнему. Государственным языком был русский, деловые документы писались кириллицей, вера только православная (ни одного литовского языческого капища на территории Белой и Малой Руси так и не появилось).
Рюриковичи стали служилыми князьями у великого князя Литовского. Известны десятки браков между Рюриковичами и Гедиминовичами.
После Люблинской унии 1569 года Малая и Белая Русь были переданы Польше. С целью полонизации новых земель орден иезуитов начал повсеместно строить коллегиумы (нечто среднее между школой и университетом).
Они имели два важных преимущества. Во-первых, были бесплатными. Получая щедрые пожертвования во всем мире, орден мог не брать регулярной платы за учёбу. (Родители, если хотели, могли делать добровольные дары деньгами или продуктами). Для небогатой шляхты это было важно. Во-вторых, иезуитские школы давали первоклассное по тому времени образование. Причём альтернативы коллегиуму у православной и даже протестантской шляхты не было.
В коллегиях юные русские шляхтичи оказывались в окружении толпы сверстников, в совершенстве овладевших польским языком, знакомились с роднёй однокашников-католиков. Юные польки были куда более раскованы и фривольны, чем православные шляхтянки. В итоге повсеместно заключались смешанные браки, причем венчание обязательно проводилось по католическому обряду, и жениху приходилось переходить в латинскую веру.
Уже в XVI веке в Польше дамы по французской моде появляются в декольте, из Франции, Германии и Италии поступает эротическая литература и порнографические гравюры. Понятно, что это не может не привлекать молодых православных русских шляхтичей и особенно шляхтянок. Результат: переход в католичество, смешанные браки и постепенная полная полонизация знатных семейств.
Главное, что иезуитские коллегиумы и университеты прививали презрение к православным людям — как к хлопам, так и к дворянам и попам. Во врата коллегиума входили православные юноши, а выходили католики, считавшие всех православных невежественными схизматиками.
Несколько характерных примеров. Начнем с самого знаменитого и богатого польского рода — князей Чарторыских (В некоторых источниках их называют Чарторыйскими или Чарторижскими). Их в XVIII веке именовали просто Фамилией, подразумевая, что Чарторыские фактически правят Речью Посполитой.
Они происходили из рода Рюриковичей — боковая ветвь волынских князей. Есть неподтвержденные сведения, что они породнились с Гедиминовичами. Фамилию получили от родового владения — старого русского города Чарторыска на берегу реки Стырь на Волыни. Впервые город упомянут в летописи под 1100 годом, тогда он был передан князю Давыду Игоревичу. Сейчас это село Старый Чарторыйск.
До 1622 года все князья Чарторыские были православными. А в 1622-м князь Юрий Иванович перешёл в католичество и стал «оказывать сильно покровительство иезуитам». Вместе с ним перешёл в католичество и его сын воевода волынский Николай-Юрий. Второй сын Юрия Андрей стал монахом Адрианом в ордене бернардинцев. Наконец, сын Николая Казимеж-Фрориан стал архиепископом гродненским, а с 1673 года — примасом Польши.
Как видим, с переходом в католичество у Чарторыских русские имена менялись на польские. Внуки русского князя Юрия Ивановича говорили только по-польски и считали себя поляками.
А теперь перейдём к ещё одному знаменитому польскому аристократическому роду — Вишневецким. Род свой они ведут от Дмитрия (языческое имя — Корибут), князя Новгород-Северского, сына великого князя литовского Ольгерда. Правнук Корибута Солтан построил замок Вишневец.
Все князья Вишневецкие были православными. Православными — мало сказать, их в Великом княжестве Литовском и Московском государстве величали «ревнителями православия».
Воевода киевский Константин Константинович первым в роду Вишневецких в 1595 году перешел в католичество.
Другой знаменитый представитель рода Вишневецких — Иеремия-Михаил — в 1631 году в возрасте 19 лет после учёбы у иезуитов перешёл в католичество, за что был проклят своей матерью. Иеремия или, как его звали казаки, Ярёма, стал палачом украинского народа в ходе войны с Богданом Хмельницким. Замечу, что Ярёма первоначально командовал не королевской, а собственной частной армией.
Сын же Ярёмы Михаил-Томсен (1640−1673) в 1669 году был избран королём Речи Посполитой.
Князь Андрей Курбский, оказавшись в Великом княжестве Литовском, активно боролся против засилья католиков, но, увы, его потомки после смерти отца перешли в католичество.
А взять род брянских бояр, пошедших на литовскую службу в XV веке. Их родоначальником был Семён Сапега (или Сопига), писарь великого князя литовского Казимира Ягелончика, известный по многим сохранившимся документам 40-х годов XIV века. Два его сына — Богдан и Иван — стали родоначальниками рода Сапег. К концу XVII века Сапеги стали одним из самых влиятельных семейств в Великом княжестве Литовском. Первым из Сапег перешёл из православия в католицизм Иван Семёнович. Причем, сыновья его остались православными. Некоторые из Сапег перешли в кальвинизм, а остальные в конце XVI — начале XVII веков — в католичество.
В первой четверти XVII века католичество принимают представители знатных русских родов — князья Януш Заславский, Петр Збаражский, Самуил и Карл Корецкие, Симон Сангушко
Любопытно, что даже герой польского эпоса, романа Генриха Сенкевича и одноименного фильма Ежи Гофмана, снятого в 1969 году, пан Володыевский — реальный исторический персонаж, по национальности… русский. Бедный род волынских дворян Володыевских в начале XVII века раскололся после того, как часть их приняла католичество. Кстати, и в городе Каменец-Подольском «во времена пана Володыевского» русских было раза в 3−4 больше, чем поляков.
Нравится нам или нет, но до середины XVIII века дворяне были элитой во всех странах Европы. Дворянство развивало язык своей страны, культуру, науку. В странах Западной Европы третье сословие ещё в XVII веке начало постепенно теснить дворянство. Однако в Малороссии пребывало в зачаточном состоянии и не могло играть серьёзной роли в политике и культуре.
В XV веке многие малороссийские города — Киев, Глухов, Новгород-Северский, Стародуб, Чернигов и др. — получили от польских королей Магдебургское право. Оно допускало определённую автономию третьего сословия внутри города, но не давало ему никаких политических прав.
Полное исчезновение русского дворянства в Малороссии привело к упадку языка (который постепенно превратился в сельские диалекты), русского менталитета, связей с Московским государством
К 1648 году на политической сцене Малороссии остались только паны (как этнические поляки, так и бывшие русские), а также хлопы и казаки. Причём последние сами произошли на 99% из хлопов.