Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
20 января 2014 15:30

Четыре самых фантастических проекта подводных кораблей

66073

21 января 1954 года на верфи в городе Гротоне в присутствии президента Соединенных Штатов Эйзенхауэра была спущена на воду первая в мире атомная подводная лодка. Ее назвали «Наутилус» — в честь фантастической субмарины из знаменитого романа Жюля Верна «20 тысяч лье под водой». В американских ВМС новый подводный корабль получил тактический номер SSN-571. 17 января 1955 года этот атомоход вышел на ходовые испытания в океан.

Внешне «Наутилус» практически не отличался от других подводных лодок. Сравнительно небольшое водоизмещение — около 4000 тонн. Максимальная скорость 20 узлов. Но главное — не всплывая на поверхность, он мог преодолеть до 25 тысяч миль. То есть — обогнуть Земной шар по экватору. Да и этот показатель продиктован, главным образом, запасами продуктов на борту и выносливостью экипажа.

Правда, необходима была и мощная биологическая защита экипажа от радиации. Общая масса свинца и стали, потребовавшаяся для обеспечения безопасного пребывания моряков на «Наутилусе», составила 740 тонн (почти четверть водоизмещения корабля). Дополнительный объем корабельных отсеков, потребовавшийся для этого, почти не оставил свободного пространства для оружия. В итоге вооружен «Наутилус» оказался слабовато — всего шесть носовых торпедных аппаратов с боезапасом в 24 торпеды на стеллажах.

3 августа 1958 года «Наутилус» первым в мире под арктическими льдами добрался до Северного полюса. До советских портов и военно-морских баз оттуда рукой подать. В мире уже вовсю шла «холодная война» и это был явный вызов нашей стране. Адекватный ответ для американцев нужен был срочно.

Работы над первой советской атомной субмариной начались в сентябре 1952 года. Проектирование было поручено специальному конструкторскому бюро СКБ-143 под руководством Перегудова. Там и родился первенец отечественного атомного подводного флота. Назвали его К-3 «Ленинский комсомол» в честь одноименной дизельной подлодки «М-106» Северного флота, которая погибла в 1943 году .

Ставший вскоре знаменитым, наш «Ленком» был принят в боевой состав ВМФ СССР 1 июля 1958 года. Лодка получилась быстроходнее «Наутилуса»: на испытаниях в погруженном состоянии она достигла скорости в 28 узлов без выхода реакторов на полную мощность. Больше, чем на «американце», было и торпедных аппаратов — восемь. Боезапас составили 20 торпед, из которых шесть — в ядерном снаряжении. В июле 1962 года «Ленинский комсомол» впервые в истории нашего флота совершил переход подо льдами и достиг Северного полюса.

Так между СССР и Соединенными Штатами началась безудержная гонка подводных вооружений. В стремлении обеспечить себе безусловное превосходство, в конструкторских бюро по обе стороны океана рождались порой просто фантастические проекты. Часть из них была воплощена в металле в единичных экземплярах. Часть так и осталась лишь в чертежах на пыльных полках.

Вот четыре подобных проекта.

1. Транспортно-десантная атомная подводная лодка проекта 748. В конце 50-х годов в СССР задумали построить гигантский подводный корабль, способный скрытно доставить и высадить на побережье США 1200 морских пехотинцев или до 20 единиц колесной или гусеничной техники. Другой вариант загрузки — усиленный батальон морской пехоты (470 человек) со штатным вооружением, три плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть ротных минометов.

Проектирование атомохода проекта 748 началось в 1965 году под руководством Николая Киселева. Уйму людей и техники Киселев и его соратники замышляли разместить в трех цилиндрах прочного корпуса, расположенных горизонтально. Экипаж и десантники должны были находиться в среднем, который был наибольшего диаметра. Техника и вооружение — по бокам. В носовой части — две аппарели для высадки танков и бронетранспортеров. Для оказания огневой поддержки морских пехотинцев во время боя за захват плацдарма на атомоход планировали поставить даже две 57-миллиметровые автоматические артиллерийские установки СМ-243 ЗИФ, а также — зенитный ракетный комплекс.

От строительства транспортно-десантной атомной подводной лодки отказались по финансовым соображениям.

2. Малый погружающийся ракетный корабль «Дельфин» проекта 1231. Он должен был представлять собою катер-ракетоносец, способный скрытно подбираться к цели под водой, наносить удар и быстрее, чем подводные лодки, в надводном положении уходить от ответной атаки. Кроме того, считалось, что «Дельфины» смогут устраивать эффективные подводные засады на пути вражеских конвоев.

Разработка «Дельфина» началась в 1959 году. Проектирование поручили ЦКБ-19 под руководством Игоря Костецкого.

У «Дельфина» предполагалось два режима хода: надводный и подводный. Для увеличения скорости по поверхности воды на «ныряющем» корабле планировали установить подводные крылья. Вариант корабля с двумя крыльями имел водоизмещение 450 тонн и скорость надводного хода 42 узла. Вариант с одним носовым крылом — 440 тонн и 38 узлов, а вариант без крыльев — 600 тонн и 33 узла.

Под водой в режиме РДП (работа двигателя под водой) корабль должен был развивать скорость до 4 узлов на расстояние до 200 миль. Скорость движения под электродвигателем также могла составить 4 узла, но на 25 миль.

Существенный недостаток проекта — малая глубина погружения, всего до 70 метров. Это было бы меньше, чем даже у подлодок времен первой мировой войны.

Прочный корпус собирались составить из двух отсеков. В носовом — центральный пост, помещение электроэнергетики, посты радиста и акустика, аккумуляторная яма и агрегаты. Отсюда предполагалось управление кораблем.

В кормовом — двигатели, дизель-генератор, насосы гидравлики. В надстройке — жилой отсек с койками на шесть человек или на половину личного состава, а также камбуз.

Автономность в надводном положении — 5 суток, а в подводном — 2 суток.

Вооружение — разрабатывавшиеся тогда твердотопливные противокорабельные крылатые ракеты П-25.

После отстранения от власти Никиты Хрущева, который был горячим сторонником создания «ныряющего корабля», работы в этом направлении прекратили.

3. Атомная ракетная подводная лодка К-162 (с 1978 года — К-222) проекта 661 «Анчар». В декабре 1970 года на Северном флоте на ней установлена нигде и никем пока не превзойденная скорость движения под водой — в 44,7 узла (более 80 км/ч). Это стало возможным за счет титанового корпуса атомохода и применения ряда технических новшеств. За выдающиеся скоростные качества корабль проекта 661 моряки прозвали «Золотой рыбкой». Была вооружена торпедами и десятью противокорабельными крылатыми ракетами «Аметист».

Считалось, что от атаки стремительной «Золотой рыбки» не в состоянии уклониться ни один надводный корабль. В сентябре 1971 года в этом убедился экипаж американского авианосца «Саратога», который советский атомоход, вышедший из Западной Лицы на свою первую боевую службу, принялся сопровождать в районе экватора. Обнаружив «Золотую рыбку», авианосец неоднократно пытался оторваться от нее на максимальной для себя скорости в 30 узлов (около 55 км/ч). Однако не смог этого сделать. Мало того. Советский атомоход ни на секунду не потерял выгодной для торпедного залпа позиции.

В Советском Союзе предполагалось построить до десятка атомоходов проекта 661. Но головная «Золотая рыбка» так и осталась в одиночестве из-за своей оглушительной шумности. На предельной скорости грохот механизмов в ее центральной посту составлял до 100 децибел. Естественно, ее хорошо слышал и противник. И мог легко уничтожить противолодочной авиацией.

В марте 1989 года выведена из боевого состава ВМФ и утилизирована.

4. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник». Этому кораблю принадлежит абсолютный мировой рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (предельная глубина погружения большинства субмарин 300−400 метров). Он был достигнут 4 августа 1985.

Естественно, строился атомоход не для рекордов. Возможность погружения на недоступные для других глубины делала его практически неуязвимым в бою. Поскольку не только никакая другая подлодка, но даже и ни одна противолодочная торпеда была не в состоянии настичь К-278 в такой океанской бездне. Торпеду просто раздавило бы.

Работа над созданием «Комсомольца» началась в ЦКБ-18 в 1966 году. Значительно большая, чем у других, прочность корпуса достигнута за счет применения титана. Вооружение — шесть торпедных аппаратов. Типовой вариант загрузки — две торпеды САЭТ-60М, две ракето-торпеды РК-55 и две реактивных торпеды ВА-111 «Шквал».

В боевой состав флота корабль введен 9 мая 1983. Погиб в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня