Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
27 января 2014 12:29

5 причин вкладывать средства в исследование Антарктиды

27 января 1820 года русская антарктическая экспедиция Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева подтвердила предположение Аристотеля о существовании неведомого материка, расположенного на Южном полюсе. В этот день два трехмачтовых военных шлюпа — «Восток» и «Мирный» — достигли берегов Антарктиды.

Известие о существовании шестого материка облетело весь мир спустя полтора года, когда экспедиция вернулась в Кронштадт с бесценными картографическими данными. И немедленно к берегам Антарктиды устремились экспедиции американских, норвежских, немецких, шотландских, бельгийских, французских, английских, австралийских и прочих исследователей. Они составляли карты материка, изучали флору и фауну. На первых порах такие предприятия были не менее рискованны, чем полеты в космос. Множество естествоиспытателей были погребено в толще покрывающих материк льда.

После войны материк начали «обживать» — стали создаваться постоянно действующие полярные станции, которые заселялись метеорологами, океанологами, биологами и прочими естествоиспытателями.

Шестой материк буквально нашпигован ценными полезными ископаемыми. Однако их добыча невозможна пока по двум причинам — технологической и юридической. Тем не менее, со счетов Антарктиду никто не сбрасывает. И тому есть несколько объяснений.

1. Дешевле, чем космические исследования

В конце 80-х годов советские, американские и французские исследователи начали бурение скважины глубиной 4000 метров, чтобы добраться до находящегося подо льдами озера. В 2013 году цель была достигнута. Пальма первенства принадлежит исследователям из российской антарктической экспедиции (РАЭ) под руководством полярника Валерия Лукина.

В результате изучения поднятой пробы воды, находящейся в озере под давлением 300 атмосфер, были обнаруженные неизвестные науке бактерии. Что стало сенсацией в научном мире, поскольку антарктические бактерии абсолютно уникальны и не могут быть идентифицированы при помощи существующей классификации микроорганизмов. И это лишь начало изучения живого подледного мира шестого континента.

Но даже сейчас, имея дело с этим одним типом микроорганизмов, как утверждают ученые, можно ответить на ряд вопросов относительно процессов образования и эволюции жизни на различных объектах Солнечной системы. Таким образом, следует признать, что такого рода антарктические исследования менее трудоемки и затратны, чем космические исследования.

2. Законсервированная вода

Уже сейчас человечество начинает испытывать недостаток пресной воды. В обозримом будущем это проблема будет усугубляться по мере увеличения населения и роста мощностей водопотребляющих производств. Ученые пытаются решить эту проблему различными технологическими методами. Один из них — опреснение воды мирового океана. Однако он может быть использован лишь при получении незначительных объемов пресной воды, несоизмеримых с планетарными потребностями. Прежде всего потому, что он требует больших энергозатрат — до 50 кВтт/час. Это очень дорогое удовольствие.

В то же время в Антарктиде в виде льда сосредоточено 80% пресной земли планеты. Уже существует несколько проектов, пока только гипотетических, по транспортированию айсбергов к местам дефицита воды. Два наиболее популярных из них: защита айсберга светоотражающей пленкой, чтобы он не таял в низких широтах, и измельчение льда и перевозка в трюме шуги.

3. Стратегическое сырье

В результате геологических изысканий было установлено, толщей материковых льдов таятся значительные запасы природных ископаемых. Так, например, прогнозируемые запасы угля составляют 8 трлн. тонн, в то время как во всем остальном мире объем его разведанных запасов равен 1 трлн. тонн.

Есть и стратегические ресурсы. Прежде всего, это нефть и газ. Тут прогнозы довольно разноречивые. Оптимисты настаивают на том, что по залежам углеводородов Антарктида превосходит Саудовскую Аравию. Пессимисты более осторожны в прогнозах, но и они не отрицают возможность промышленной добычи «черного золота».

Громадный интерес как для энергопроизводителей, так и для военных представляет уран. И он есть на шестом материке. Причем, уникален по качеству. Наиболее богатая по содержанию урана руда добывается в Конго, Канаде и США. Концентрация урана в породе Антарктиды больше на 30%, чем на месторождениях Конго. А прогнозируемые запасы выше, чем в этой африканской стране. Примечательно, что эти данные относятся к концу 60-х годов. Впоследствии информация на эту тему перестала поступать в открытый доступ.

Есть в недрах Антарктиды также железо, никель, хром, вольфрам, марганец, кобальт, титан, цирконий, молибден, золото, серебро, платина…

4. Искушение для военных

Антарктида представляет собой прекрасный плацдарм для базирования вооруженных сил. И этим во время Второй мировой войны воспользовались две страны — Аргентина и Чили. Они разместили в Антарктиде свои базы ВМФ и ВВС. Также существуют сведения о том, что в тот же период Германия основала здесь секретную «Базу 211», на которой разрабатывалось бактериологическое оружие. Однако ООН покончила с присутствием на материке военных — в 1961 году было запрещено использовать материк в военных целях. В связи с чем латиноамериканские базы были ликвидированы.

5. Контроль над ситуацией

Сейчас на материке действуют 40 постоянных станций, принадлежащих различным странам. Зимой в них работают 4500 человек, летом — 1100. Еще 1000 человек постоянно находятся в прибрежных водах на научно-исследовательских суднах. В числе трех лидирующих по присутствию на материке государств — США (1300 чел.), Аргентина (670), Россия (430).

Все ученые живут в дружбе и согласии. О чем, например, свидетельствует заключение брачных союзов между исследователями из разных стран.

Однако этого нельзя сказать о правительствах стран, которые они представляют. Вполне понятно, что совсем скоро страны начнут спор за обладание бесценными природными ресурсами. Разумеется, когда «созревшие» технологии позволят начать добычу в экстремальных условиях «крайнего юга». Это достаточно веский мотив, чтобы нам оставаться на материке.

Собственно, уже сейчас началось бряцание дипломатическим оружием. Согласно конвенции от 1961 года, подписанной 48-ю странами, Антарктида не принадлежит никому. Здесь всем предоставляются равные условия для исследовательской деятельности. Однако территориальные претензии на обладание частью материка предъявляют Аргентина, Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили. Наибольшие аппетиты у Австралии, которая настаивает на обладании половиной территории Антарктиды. Прожорлива и Норвегия — «ее законная площадь» в десять раз больше площади самой Норвегии.

Россия и США территориальных претензий не предъявляют. Однако и не признают прав антарктической собственности за другими.

Помимо технологической загвоздки, существует и правовая. В 1991 году конвенция была дополнена пунктом, запрещающим добычу на материке полезных ископаемых. Но этот запрет не вечен. Перерегистрация документа намечена на 2048 год. И есть все основания предположить, что поправка 1991 года будет упразднена.

И в этой ситуации Россия должна напомнить, что материк открыли два ее доблестных морских офицера — Беллинсгаузен и Лазарев.