Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
7 февраля 2014 10:14

7 примечательных фактов из биографии «Кукурузника»

29933

7 февраля 1906 года родился советский авиационный конструктор Олег Константинович Антонов. Его первая машина — многоцелевой самолет Ан-2, получивший в народе прозвище «Кукурузник» — это, по сути, автомат Калашникова с пропеллером.

Рекордсмен-долгожитель

Легендарный биплан Ан-2 в первый раз поднялся в небо в 1947 году. В том же самом, в котором появился и знаменитый автомат АК-47. И уже тогда его «внешность» вызывала у авиационных фанатов скепсис. То был с виду неказистый одномоторный биплан, конструктивно напоминающий первые самолеты, на которых в начале века штурмовали небеса Форман и братья Райт. Еще перед войной бипланы начали сходить со сцены. Их вытесняли более скоростные и маневренные монопланы. Ан-2 многочисленные скептики прочили недолгую жизнь.

Однако они были посрамлены. Многие из них давно почили в бозе, а Ан-2 все еще выпускается серийно — спустя 66 лет после начала их производства в Новосибирске. Это является абсолютным мировым рекордом, внесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Вряд ли он когда-нибудь будет побит.

Разные имена

Правда, в Советском Союзе самолет был снят с производства 1971 году. За 24 года было выпущено 3855 машин.

Еще 11 915 самолетов было произведено в Польше в период с 1959 по 2002 год на заводе WSK PZL-Mielec в городе Мелеце.

В Китае выпуск Ан-2 начался в 1956 году. При этом китайцы, работая по советским чертежам и технологиям, изменили имя крылатой машины на «Фонг Шу-2». В дальнейшем и это имя поменяли на «Юншучжи-5». И под этим именем китайские Ан-2 продолжают выпускаться и поныне. К настоящему времени в КНР произведено более полутора тысяч бипланов.

Кукурузник спасла смерть Сталина

Свое прозвище машина получила в связи с тем, что ее сельскохозяйственная модификация широко применялась в период, когда Хрущев задался целью засеять большую часть пахотных земель кукурузой.

Однако именно Хрущев — «кукурузосеятель» — сыграл важную роль в ее судьбе в 50-е годы прошлого века. Когда ОКБ Антонова перебазировалось из Новосибирска в Киев, именно он, будучи первым секретарем ЦК Украины активно поддерживал внедрение Ан-2 в массовое производство. Помогал и ресурсами, и важными постановлениями правительства республики.

Но в конце 1952 года союзным правительством было принято постановление, повлиять на которое Хрущев, будучи секретарем московской партийной организации, не мог. В нем предписывалось прекратить выпуск Ан-2 и начать производство отсеков фюзеляжа бомбардировщика Ил-28. Всю технологическую оснастку и три недостроенных машины буквально выбросили из цехов на улицу.

Весной следующего года, вскоре смерти Сталина, Хрущев, в качестве одного из «антикультличностного» мероприятия восстановил серийное производство Ан-2.

Прельщение Хрущева

Завоевать расположение Хрущева создателю Ан-2 было непросто. В представленной в 1948 году ему характеристике говорилось: «по полетным качествам Ан-2 удовлетворяет условиям посадок и характеру работы в колхозах на опрыскивании и опыливании посевов ядохимикатам». Но Хрущев о кукурузе тогда не думал. И заявил, что машина его не интересует.

И тогда Антонов распорядился пригнать Ан-2 в Жуляны, где базировался отряд правительственных самолетов. Хрущев мрачно осмотрел его, ткнув ботинком в шину шасси. И собрался уходить. Но пилот Лысенко уговорили Никиту Сергеевича посмотреть машину в деле. Ан-2, пробежав не более 30 метров по земле, резко взмыл в небо. Сделал энергичный разворот на 180 градусов с набором высоты. Снизился до 5 метров, распыляя подкрашенную воду. Хрущев пришел в восторг. И настоял на том, чтобы машина предназначалась не только для сельского хозяйства, но и использовалась бы в ВВС для решения десантно-транспортных задач.

На службе у милитаристов

Ан-2 в качестве не только транспортно-десантного, но и штурмового самолета использовался в целом ряде вооруженных конфликтов. Вот наиболее громкие из них:

— Корейская война;

— Венгерское восстание;

— Война во Вьетнаме;

— Гражданская война в Лаосе;

— Война за независимость Анголы;

— Гражданская война в Никарагуа;

— Афганская война;

— Карабахский конфликт;

— Война в Хорватии.

Столь широкое распространение Ан-2 в мире объясняется тем, что Советский Союз поставлял машину в страны, которые боролись за «демократический путь развития».

Самолет в разные годы находился на вооружении в 31 стране. И что удивительно, до сих пор Ан-2 в том или ином качестве используется в армиях 19 стран, включая Россию. Среди этих стран такие «добрые друзья» СССР, как Северная Корея, КНР, Вьетнам, Никарагуа.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Конструктор Антонов гордился тем, что его «первенец», помимо военного ведомства, обслуживает 18 различных министерств. Что является уникальным достижением в мировой авиации. И Ан-2 следует назвать не многоцелевым, а универсальным самолетом. На нем летали не только агрономы с полеводами, но и геологи, медики, рыбаки, метеорологи, оленеводы, лесничие, связисты, нефтяники, пожарные, картографы. Он, неприхотливый в эксплуатации, был всесезонным и всепогодным транспортным средством, соединявшим отдаленные села с райцентрами и областными городами. Его пассажирами были не только колхозники, но козы с овцами.

Для решения различных задач были разработаны 15 модификаций крылатой машины.

Реинкарнация Кукурузника

Во всем мире сейчас эксплуатируется несколько тысяч антоновских бипланов. И говорить о том, что в скором времени они будут списаны, преждевременно. Более того, в Украине модернизировали Ан-2, заменив поршневой бензиновый двигатель разработки 1937 года на современный турбовинтовой американского производства. Модернизированный самолет называется Ан-2−100.

Аналогичный проект реализуется и в России. В скором времени небе в небо поднимутся Ан-2−110 разработки Сибирского НИИ авиации. Они оснащаются 1100-сильными турбовинтовыми двигателями компании Honeywell.

Фото: РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня