25 февраля 1961 года американский планерист Пауль Байкл установил мировой рекорд набора высоты, который держится до сих пор. Мы решили рассказать вам об этом и других рекордах, которые сумели добиться асы планеризма.
Выигрыш высоты
Это историческое для планеризма событие произошло на международных соревнованиях близ Ланкастера, штат Калифорния. Байкл в высотно-компенсирующем костюме и в кислородной маске на планере Schweizer SGS 1−23 E установил феноменальный рекорд выигрыша высоты — 12 894 метра. Данный показатель является разницей между высотой максимального подъема планёра и высотой, на которую планёр был поднят самолетом-буксировщиком. Этот рекорд был признан специалистами, как выдающийся. Поскольку планёры 60-х годов сильно уступают современным по целому ряду основных характеристик. И обусловлено это в первую очередь громадным прогрессом в области создания новых материалов, обладающих уникальными свойствами.
В тот исторический для планеризма день Байкл установил еще один рекорд — абсолютной высоты подъема, поднявшись на 14 102 метра относительно уровня земли. Он продержался 25 лет, что также немало.
Необходимо отметить, что Пауль Байкл (1916 — 1991) был уникальной личностью. Получив степень бакалавра авиационной техники, он основал планёрный клуб, строил планеры, писал научные статьи. Во время Второй мировой войны участвовал в разработке самолетов нового типа и принимал непосредственное участие в их испытаниях. После войны исполнял функцию надзора за промышленным производством реактивных бомбардировщиков и истребителей. Затем стал начальником центра испытаний новой техники ВВС.
А с 1959 по 1971 год Байкл был директором летно-исследовательского комплекса NASA, принимая активное участие в таких программах, как полет на Луну и создание космических «челноков». Байкл — автор ряда научных работ, которые высоко ценятся в научных кругах.
Байкл имеет множество наград. И за космическую деятельность, и за уникальные достижения в планеризме. Он одновременно внесен в два зала национальной славы США — и как создатель космической техники, и как планерист-рекордсмен.
Абсолютная высота
В феврале 1986 года Роберт Харрис на планере Burkhart Grob G102 в той же самой Калифорнии поднялся на 14 938 метров. Этот рекорд абсолютной высоты продержался 20 лет. В 2006 году его побил чрезвычайно популярный в свое время эксцентричный американский миллионер Стив Фоссет.
Фоссет был буквально одержим страстью устанавливать рекорды при помощи самых разнообразных средств передвижения — от собачьих упряжек до самолетов. На воздушном шаре, на паруснике, на санях, на планере, на дирижабле, на автомобиле он установил 116 рекордов, зарегистрированных в Книге рекордов Гиннесса. Аосходил на Эверест и переплывал Ла-Манш.
Фоссет, начиная с 2002 года, неоднократно пытался побить рекорд Харриса, используя двухместный планер Perlan 140, изготовленный из композиционных материалов и оснащенный необходимым для высотного полета оборудованием, включая высотные костюмы с гермошлемами и обогревающую аппаратуру.
30 августа 2006 года вместе с 74-летним бывшим летчиком-испытателем NASA Эйнаром Эневольдсоном Фоссету удалось осуществить мечту. Самолет-буксировщик поднял двухместный планер над аргентинскими Андами в районе Патагонии на высоту 3900 метров. Пилотам удалось поймать мощный восходящий поток воздуха, который начал поднимать планёр на рекордную высоту — 15 453 метра. При этом температура за бортом стремительно понижалась, достигнув в результате минус 57 градус по Цельсию. Пилотов спасали подогреваемые костюмы и подогреватели ног.
Полет продолжался 4,5 часа.
Стив Фоссет погиб в 2007 году в возрасте 63 лет, пытаясь установить очередное достижение на одномоторном самолете в пустыне Невада.
Дальность полета
Давно прошли те времена, когда советские планеристы регулярно обновляли мировые рекорды. Это было предопределено тем, что прославленные советские авиаконструкторы много внимания уделяли и машинам без мотора. К семидесятым годам прошлого века советское планерное конструирование сошло на нет, и наши пилоты с тех времен не установили ни одного рекорда, который был бы зарегистрирован международной федерацией планеризма.
В небе стали блистать американцы, немцы, англичане, голландцы, чехи, австралийцы. В 70-е годы появились уникальные спортсмены, на счету каждого из которых по 3−4 десятка зарегистрированных рекордов. Один из них — немец Ханс Вернер Гроссе, бывший летчик-истребитель и планерист от бога. На его счету 46 мировых рекордов.
Один из них — рекорд дальности полета, равный 1 460 километрам, был установлен в 1972 году на планёре Schleicher ASW 12. Гроссе вылетел из своего родного города Любек и через одиннадцать с половиной часов приземлился в Биаррице на Юго-Западе Франции.
Рекорд продержался более 30 лет. И был побит 9 января 2003 года, когда немецкий пилот Клаус Охльманн на двухместном планере Stemme VT S10 пролетел в Аргентине 2463 километра. Вторым пилотом был Алоиз Урбанзик.
Скорость полета
Фиксация рекордов скорости планера имеет существенную особенность. Если замерять ее на прямом участке, то главным фактором становится не пилот и не планер, а ветер, который либо разгоняет, либо тормозит не имеющую мотора машину. Поэтому международная федерация ввела такие скоростные испытания, при которых роль ветра сведена к минимуму.
Скорость замеряется при движении планера по треугольному маршруту. Причем соревнования проводятся на нескольких дистанциях: 100, 300, 500, 1000 и 1250 километров. Есть и еще один вид скоростных испытаний: с возвращением планера к месту старта. Дистанции в этом случае такие: 500, 1000, 1500, 2000 и 2500 километров.
Вполне понятно, что максимальные показания достигаются на самой короткой дистанции, т.е. на 100-километровом треугольнике.
Этот вид испытаний имеет и еще одну особенность. В последнее время в них участвуют планеры специфической конструкции. В расположенные в крылья полости закачивается балластная вода. Она существенно увеличивается скорость полета, поскольку он отчасти становится похож на падение. В критических ситуациях, когда планер начинает резко терять высоту, балластная вода начинает стравливаться пилотом. Это довольно сложный аэродинамический процесс, который требует и от машины, и от пилота «дополнительных качеств». Например, для устранения смещения центровки машины при сбрасывании балласта предусматривается дополнительный уравновешивающий баллон с водой.
Ныне действующий абсолютный рекорд скорости 234,95 км/ч был установлен 7 мая 2000 года американцем Джеймсом Пейне в Калифорнии на планере Schempp-Hirth Discus A. При этом длина дистанции составляла 100 км.
Этот планер заслуживает особого разговора. Он был разработан немецкой компанией Schempp-Hirth в 1984 году и вскоре начал производиться по лицензии и в Чехии. В Discus впервые в истории была применена изменяющаяся к концу крыла стреловидность. После чего практически все планеростроители подхватили это новшество. Discus долго не знал себе равных. До 89-го годда он выигрывал на мировых чемпионатах от 5 до 12 первых мест из 15. А затем до 1995 стал брать все первые места.
Затем ситуация немного выровнялась. Так что в обозримом будущем следует ожидать новых феноменальных достяжиений и от планеров нового типа, и от пилотов, которые придут на смену нынешним асам планеризма.