17 апреля 1941 года американский инженер русского происхождения продемонстрировал первый вертолет-амфибию. Он был создан на базе модели VS-300, оснащенной поплавками. Это был первый в истории вертолет, способный садиться и взлетать с воды.
1. Русский богатырь
Конструкторский гений Игоря Ивановича проявился еще в России перед Первой мировой войной. Он был родоначальником тяжелой авиации. Его «перу» принадлежит гигантский четырехмоторный биплан «Илья Муромец», поступивший на вооружение Императорского военно-воздушного флота в конце 1913 года, а впоследствии использовавшийся в гражданской авиации до 1923 года.
Всего было выпущено около 80 машин, что для тех времен являлось прекрасным показателем и серийности, и востребованности. Причем за короткий промежуток времени — с 1913 до 1917 года — были запущены в производство четыре модификации «Ильи Муромца». Самая последняя была наиболее мощной. Ее технические данные таковы:
Длина самолета — 19 м
Размах верхнего крыла — 31 м
Площадь крыльев — 200 кв.м.
Взлетная масса — 7000 кг
Полезная нагрузка — 2200 кг
Продолжительность полета — 4,5 час
Скорость — 130 км/ч
Потолок — 3000 м
Экипаж — 6−8 человек
Вооружение — 5−8 пулеметов и 500 кг бомб с электросбрасывателем
Одна из модификаций была оснащена скорострельной корабельной пушкой калибра 37 мм для борьбы с дирижаблями.
«Илья Муромец» знаменит еще и тем, что он стал первым в мире пассажирским самолетом. Причем весьма комфортабельным — салон был отделен от кабины пилотов и оборудован спальными местами и туалетом.
2. Звезда кино
В 1918 году Сикорский эмигрировал в США. Однако найти применения своему инженерному таланту ему не удалось, несмотря на уже сложившуюся репутацию создателя крупнейшего в мире самолета. И 4 года он вынужден был преподавать математику в школе.
Но в 1923 году Сикорский наконец-то решил создать свою собственную компанию — Sikorsky Aero Engineering Corporation, став ее президентом и генеральным директором. Должность вице-президента занял композитор Сергей Рахманинов, вложивший в развитие бизнеса соотечественника $5 000. Тогда это были очень серьезные деньги.
Первым американским самолетом Сикорского стал двухмоторный биплан S-29A. Машина получилась удачной. Имея 2000 кг полезной нагрузки, S-29A на скорости 185 км/ч преодолевал расстояние в 800 км. Его практический потолок был чуть меньше 4000 м.
Машину выгодно продали американскому предпринимателю, который без поломок и ремонтов эксплуатировал ее, совершая чартерные рейсы, перевозя грузы и пассажиров. А в 1928 году самолет купил эксцентричный миллионер Говард Хьюз для съемок фильма «Адские ангелы» о пилотах Первой мировой. Самолет «загримировали» под немецкий бомбардировщик и даже установили вооружение. По замыслу создателей фильма, бомбардировщик сбивают американские асы. Самолет загрузили горючим материалом. На высоте в заданной точке экипаж поджег машину и выбросился с парашютами. Пламя уже выбивалось наружу, самолет накренился в спирали и, оставляя за собой огненный хвост, «красиво» устремился к земле, навстречу собственной гибели.
Этот трюк стал прекрасной рекламой для Sikorsky Aero Engineering Corporation. Пошли массовые заказы от компаний-перевозчиков.
3. Летающая лодка
В конце 20-х годов в мировую авиацию пришла мода на гидросамолеты или летающие лодки, как их тогда называли. Сикорский выпустил несколько таких машин с отменными эксплуатационными и летными характеристиками. Они шли нарасхват, в связи с чем компания приобрела финансовую устойчивость. С другой стороны, за счет летающих лодок Сикорского в лидеры авиаперевозок вышла прежде незаметная Pan American.
Наилучшим творением в этом классе стал четырехмоторный гидросамолет S-44, ставший развитием двух предыдущих моделей — S-42 и S-43. Он появился в 1939 году и немедленно начал с легкостью побивать мировые рекорды. 4 двигателя мощностью 1200 л.с. каждый, прекрасная аэродинамика и высокая надежность всех узлов и агрегатов позволила достичь дальности полета в 6000 км и скорости в 320 км/ч. При этом потолок S-44 достигал 5400 м.
В экипаж входили 4 человека. Самолет перевозил 18 пассажиров в комфортабельном салоне.
4. Антигитлеровский винтокрылый воин
Наибольшую слову Сикорскому принесли винтокрылые машины. Он, собственно, и изобрел вертолет. Работы над первыми опытными образцами были начаты им еще в России в 1908 году. Но тогда мощности двигателя не хватило, чтобы поднять вертолет вместе с пилотом.
После длительного перерыва в 1939 Сикорский создал легкий вертолет VS-300, который был экспериментальным. Именно на нем, оснащенным поплавками, 17 апреля 1941 года Сикорский впервые в истории сел на воду.
В 40-е годы Sikorsky Aero Engineering Corporation с большим отрывом от конкурентов выпустила несколько моделей, имевших успех, как в ВВС, так и в гражданской авиации.
Разведчик S-47 (другое обозначение — HR-4) стал первым вертолетом, запущенным в крупносерийное производство. Он был единственным в антигитлеровской коалиции, принявшим участие во Второй мировой войне. Два других серийных военных вертолета производились в Германии.
Главными достоинствами S-47, прельстившими ВВС США, стала его технологичность изготовления, надежность и простота управления. На вооружение он был принят в 1942 году.
Технические характеристики S-47:
Диаметр несущего винта — 11 м
Масса пустого — 900 кг
Максимальная взлетная масса — 1150 кг
Максимальная скорость — 125 км/ч
Практический потолок — 2200 м
Статический потолок — 350 м
Дальность — 200 км
Экипаж — 2 человека.
В процессе испытания машины было установлено 6 мировых рекордов. Так, например, с одним пилотом вертолет поднялся на высоту 3650 м.
Во время войны S-47 использовался в частях береговой охраны для наблюдений, а также как спасательное средство.
5. Лебединая песня Сикорского
В 1957 году Сикорский удалился на покой, передав управление компании наемному генеральному директору. Но перед этим выпустил свой лучший вертолет — S-58. И не только «свой лучший», но и лучший вертолет мира первого поколения. Он поднялся в воздух в 1954 году. Его технические характеристики таковы:
Диаметр главного винта — 17 м
Диаметр хвостового винта — 2,9 м
Длина — 14,3 м
Высота — 4,5 м
Максимальная взлетная масса — 5900 кг
Максимальная скорость — 200 км/ч
Дальность — 500 км
Практический потолок — 2800 м
Статический потолок — 750 м
Экипаж — 2 человека
Оснащен навигационной системой, автопилотом, системой автоматической стабилизации при зависании.
S-58 был разработан по заказу ВМС США как противолодочный вертолет (первый в истории) и был оснащен аппаратурой обнаружения подводных объектов. Также он использовался для аварийно-спасательных работ как буксировщик судов.
Моряки, убедившись в уникальных возможностях машины, заказали модификацию для подразделений морской пехоты, позволявшую производить десантирование и доставлять грузы до 2500 кг как внутри фюзеляжа, так и на внешней подвеске. Для чего пришлось усовершенствовать автоматику стабилизации полета.
S-58 базировался как на наземных аэродромах, так и на судах.
Вскоре появилась модификация и для сухопутных войск для огневой поддержки и для десантирования.
Еще одна модификация S-58 — гражданская — предназначалась для перевозки до 20 пассажиров. По спецзаказу был построен вертолет и для президента США.
Фото на открытии: Русский и американский авиаконструктор Игорь Сикорский в кабине вертолета собственной конструкции VS-300./Репродукция фотохроники ТАСС