История
18 мая 2014 12:20

5 знаменитых летчиц сверхзвуковой авиации мира

13620

18 мая 1953 года американка Жаклин Кокран (фото на открытии) стала первой в мире женщиной-пилотом, преодолевшей звуковой барьер. Сейчас немало женщины наравне с мужчинами служат в сверхзвуковой авиации. Однако лишь единицы добиваются феноменальных результатов в пилотировании

1. Материализовавшаяся американская мечта

В груди у Жаклин Кокран (1906 — 1980), как поется в старинной советской песне, вместо сердца был пламенный мотор. Его мощности хватало не только на установление уникальных летных рекордов, но и на политическую деятельность на федеральном уровне.

Будучи пятым ребенком в семье мукомолов, Жаклин прожила несытое детство. В 16 лет вышла замуж за авиационного механика. Родила сына. Развелась. Пережила смерть пятилетнего сына. Работала парикмахершей. Вышла замуж за миллионера Флойда Одлума, входившего в первую десятку самых богатых американцев. В 1934 году за две недели в совершенстве освоила управление самолетом. С помощью мужа открыла косметический бизнес, к рекламированию которого годы спустя привлекла Мэрилин Монро. В 50-е годы сыграла заметную роль в избрании президентом США Дуайта Эйзенхауэра, будучи «пламенным мотором» его избирательной компании. И немного не дотянула до собственного избрания в конгресс США в 1956 году.

Свои летные подвиги Кокран начала совершать в 1937 году, установив женский национальный рекорд скорости полета. Через год ее признали лучшей женщиной-пилотом. Ну а потом она уже начала устанавливать абсолютные рекорды, посрамив пилотов-мужчин. Именно тогда ей присвоили негласный титул «Королева скорости». За свою летную карьеру она установила не побитое до сих пор достижение по количеству установленных мировых рекордов скорости полета.

В начале Второй мировой войны Жаклин добилась с помощью жены президента Рузвельта создания женской эскадрильи транспортной авиации, базировавшейся в Англии и совершавшей боевые вылеты для доставки грузов и десантирования. С войны Жаклин вернулась с множеством боевых наград.

Помимо неукротимой энергии Кокран обладала и могучим здоровьем. Освоив пилотирование реактивных истребителей, она преодолела звуковой барьер незадолго до собственного пятидесятилетия — в 1953 году. Рекорд был установлен совместно с майором Чаком Йегером на реактивном самолете Canadair F-86 Sabre. Но на этом не остановилась, взяв через некоторое время «планку» в 2 М. Вероятно, пошла бы и дальше — к рубежу 3 М, но тогда просто не были созданы столь скоростные машины.

В отставку она вышла в звании подполковника ВВС. Имея в своем активе множество мировых рекордов и военных достижений. Она была первым пилотом, совершившим «слепое» — по приборам — приземление. Первой из женщин взлетела и села на авианосец. Уникальны и ее достижения при перелетах через Атлантику на самых различных летательных аппаратах, включая стратегический бомбардировщик.

2. Русская крылатая легенда

В груди Марины Лаврентьевна Попович (1931) куда более мощный мотор, ТРД, а не поршневой. В 16 лет ее не принимали в смоленский аэроклуб, поскольку из-за малого роста, 150 см, она не доставала до педалей. И тогда она упросила подруг, чтобы те подвешивали ее вниз головой с грузом. Через год в аэроклуб ее приняли, поскольку рост увеличился на 11 см. Правда, сейчас Попович склонна считать, что этому способствовали не истязания, а естественный подростковый рост, а также возможность лучше питаться в связи с улучшением в стране продовольственной ситуации.

Вначале прыгала с парашютом, а в 1948 году начала летать. Параллельно заочно училась в Новосибирском авиационном техникуме. После его окончания работала на заводе инженером-конструктором. В 1955 году стала инструктором Центральной летно-технической школы ДОСААФ в Саранске. Через три года перешла в Центральный аэроклуб им. Чкалова…

Однако полеты на спортивных самолетах с поршневыми двигателями вскоре перестали ее устраивать. Ей хотелось совсем других скоростей.

И, включив «свой ТРД» на полную мощность, добилась в 1960 году приема на военную службу, что не только в те времена, но и сейчас является уникальным случаем. И сразу же приступила к освоению реактивной техники. Через год стала единственной в стране военной летчицей-испытателем первого класса. Работала в этом качестве в Государственном летно-испытательном центре МО им. Чкалова в подмосковном Чкаловске. А спустя несколько лет — ведущим летчиком-испытателем ОКБ Антонова в Киеве.

Она освоила 40 новых самолетов и вертолетов. Для 5 из них была ведущим летчиком-испытателем. Налетала 5600 часов. Установила 102 мировых рекорда. В том числе, побила и несколько рекордов Жаклин Кокран на истребителе-перехватчике Як-25. Звуковой барьер преодолела на МиГ-21, став второй после Кокран. До сих пор непобитыми остаются 13 мировых рекордов Попович.

В 1978 году вышла в запас в звании инженер-полковника ВВС. Также является генерал-лейтенантом казачьих войск. Заслуженный мастер спорта СССР. Доктор технических наук.

3. На пороге космоса

Путь в военную авиацию Светлане Евгеньевне Савицкой (1948) был открыт по праву рождения. Ее отцом был Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий. Параллельно с учебой в Московском авиационном институте она получила летное образование и практику пилотирования в Калужском авиационном летно-техническом училище.

В качестве летчика-инструктора с 1972 года работала в Центральном аэроклубе им. Чкалова. В 1976 году окончила Школу летчиков-испытателей летно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности, став летчиком-испытателем второго класса.

Работала летчиком-испытателем в НПО «Взлет» Министерства радиопромышленности, где осуществляются испытания бортовой электронной аппаратуры в реальных условиях полетов. Затем — в КБ Яковлева.

За время работы Савицкая освоила 20 типов самолетов, среди которых истребители МиГ и Су. Установила три мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы. А также 15 мировых рекордов, установленных ею на реактивных самолетах. За что была удостоена звания Заслуженный мастер спорта СССР.

А в 1982 году взлетела выше и Кокран, и Попович, совершив полет в космос. Затем был второй полет, сделавший Савицкую единственной женщиной, ставшей дважды Героем Советского Союза. Но это уже совсем другая история.

На пенсию вышла в звании майора ВВС.

4. Покорительница МиГа

Рекордсменкой по пилотированию самых современных боевых машин в России является майор ВВС Светлана Протасова. Она единственная в мире женщина, летающая на МиГ-29.

Она родилась в семье военного переводчика. И пошла по стопам Савицкой. Получив отказ во всех военных летных училищах, поступила в Московский авиационный институт. Затем окончила Запорожское летное училище ФОСААФ. Долго летала на спортивных самолетах Як-18 и Як-52, оттачивая мастерство. Пару лет поработала во Франции инструктором, обучая полетам на советских спортивных машинах французов.

Вернувшись на родину, регулярно направляла рапорта с просьбой принять ее на действительную службу в ВВС. И регулярно получала отказы.

Пришлось пойти на отчаянный шаг. «Подобрала ключи» к нескольким офицерам, работавшим в главном штабе, она добилась, чтобы ее тайно провели в кабинет главкома ВВС Петра Дейнекина. На того произвел эффект напор молодой летчицы, для которой полеты на сверхзвуковых истребителях были главным смыслом жизни.

И ей присвоили звание лейтенанта и начали обучать полетам на МиГ-29. Свой первый самостоятельный полет она совершила 4 апреля 1996 года. Дослужилась до майора.

Но потом, что называется, жизнь взяла свое. Протасова вышла замуж, демобилизовалась. И прошла подготовку на право управления лайнером Airbus A320.

5. Наравне с лучшими мужчинами

Женщина за штурвалом сверхзвукового самолета в Великобритании давно никого не удивляет. Но Кристи Мур заметно выделяется из «общей массы» сверхзвуковых соотечественниц.

Окончив в 1998 году Имперский колледж Лондона, Мур была зачислена в Королевские ВВС. После окончания летного училища, она некоторое время поработала инструктором, обучая будущих пилотов летать на современном сверхскоростном тренировочном самолете на аэродроме RAF Valley.

Затем в звании капитана Королевских ВВС села за штурвал ударного истребителя Tornado GR4 и приняла участие в боевых операциях в Ираке.

В прошлом году 31-летняя Кристи Мур была зачислена в пилотажную группу Великобритании «Красные стрелы». И сейчас проходит подготовку в исполнении групповых фигур высшего пилотажа на самолетах Hawk.

Группа «Красные стрелы» существует с 1964 года. Она участвовала более чем в 4000 показах в 50 странах мира. Кристи Мур — единственная женщина, которой выпала честь быть принятой в группу, долгие демонстрирующую в небе чудеса пилотирования.

Фото: ИТАР-ТАСС, Bettmann

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Геворг Мирзаян

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня