История
30 мая 2014 16:25

5 лучших самолетов ОКБ Антонова

16365

31 мая 1946 года было создано ОКБ О.К.Антонова. Оно выделилось из ОКБ Яковлева, куда входило в качестве Новосибирского филиала. Через 6 лет фирма переехала в Киев. Уже к концу 50-х ОКБ начало выпускать одни из лучших в мире транспортные самолеты.

1. Друг ВДВ

Военно-транспортный самолет Ан-12 совершил первый полет в 1957 году. А уже спустя полтора года начал поступать на вооружение в части ВВС. Машина была универсальной, в частности, Ан-12 использовался и в гражданской авиации, но наиболее эффективной и желанной она оказалась в ВДВ. Это был первый советский самолет, позволявший выполнять операции по массированному десантированию как парашютистов, так и бронетехники. Ан-12 брал на борт 60 десантников или два бронетранспортера.

С 1957 по 1973 год в Советском Союзе было выпущено 1248 самолетов, их большую часть направили в ВВС. Машины были настолько хороши, что с 1981 года в Китае начали лицензионное производство Ан-12, продолжающееся и по настоящее время. КНР не только вооружает этими самолетами свои ВВС, но и экспортирует в другие страны.

Для своего времени Ан-12 был очень мощным транспортником, оснащенным 4-мя турбовинтовыми двигателями мощностью 4250 л.с. каждый. Его полезная нагрузка составляет 20 тонн. При этом самолет обладает очень достойными летными качествами: максимальная скорость — 660 км/ч, крейсерская — 570 км/ч, предельный потолок — 10000 м, перегоночная дальность — 5500 км.

Ан-12 имеет артиллерийское и бомбардировочное вооружение. В кормовой башне находятся две 23-мм пушки с боекомплектом из 700 снарядом. В отсеке могут находиться от 70-и 100-килограммовых авиабомб до 18-и 500-килограммовых. В модификации разведывательного самолета используются фотобомбы ФОТАБ.

Самолеты гражданского назначения вооружением не оснащены.

Ан-12 и сейчас является весьма актуальной транспортной машиной и находится на вооружении ВВС страны. Он выпускался во множестве модификаций — от десантного до командного и летающей лаборатории.

2. Живая легенда пассажирской авиации

Ан-24 является, пожалуй, самым «старослужащим» самолетом, и поныне эксплуатирующимся на наших региональных линиях. В первый раз он поднялся в воздух в 1959 году, начал поступать в «Аэрофлот» в 1962 году. Производился до 1979 года. За это время было выпущено 1367 самолетов.

Среднемагистральный самолет Ан-24 с двумя турбовинтовыми двигателями зарекомендовал себя надежной, экономичной и неприхотливой в обслуживании машиной. Он способен перевозить до 50 пассажиров на расстояние до 1900 километров с крейсерской скоростью, равной 460 км/ч. Мощность двигателей — 2×2550 л.с. Практический потолок — 7700 метров. Способен эксплуатироваться на коротких ВПП.

Существует 18 модификаций, среди которых лесопожарный, ледовой разведки, экологического мониторинга, поисково-спасательный. Значительное место среди модификаций занимают военно-транспортные модели. Они предназначены и для перевозки бойцов и военной техники, и для десантирования, а также для ведения радиационной разведки и радиозондирования.

Но реально Ан-24 произведен в значительно больших количествах. Поскольку военно-транспортные самолеты Ан-26 и Ан-32 и Ан-34 — это по сути тот же самый Ан-24 с небольшими конструктивными изменениями. В сумме эти три транспортника были выпущены в количестве 1980 машин. Все четыре модели активно экспортировались в Анголу, Болгарию, Вьетнам, Гвинею, Египет, Йемен, Камбоджу, Конго, Кубу, Мали, Северную Корею, Лаос, Монголию, Мозамбик, Сирию, Судан.

3. Победа над Lockheed

В 1969 в части ВВС Советского Союза начали поступать тяжеловесы-рекордисты — Ан-22 «Антей». Это был первый советский широкофюзеляжный турбовинтовой самолет. Всего до 1976 года было произведено 68 машин. Делали их на Ташкентском авиационном заводе. Эксплуатация части из них продолжается в Военно-транспортной авиации ВВС России и поныне.

Ан-22 может поднимать в воздух 60 тонн полезного груза. В его салоне размещается 290 солдат, 202 раненых или 150 парашютистов.

Длина самолета — 57 м, высота -12,5 м, размах крыла — 64 м.

Мощность двигателей — 4×11240 л.с.

Крейсерская скорость — 560 км/ч, максимальная — 650 км/ч.

Практическая дальность — 5225 км.

Практический потолок — 9000 м.

Экипаж — 5−7 человек.

Уникальность Ан-22 заключается в том, что он единственный в мире тяжелый самолет, способный взлетать и садиться на грунтовые ВПП.

2 года «Антей» был самым крупным и мощным самолетом в мире. В 1971 году на первое место вышел С-5А Galaxy, разработанный американской компанией Lockheed.

4. Гроза Черномора

ОКБ Антонова вернуло себе первое место среди крылатых тяжеловозов в 1984 году, начав производство тяжелого дальнего военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан».

Его разработка началась в конце 70-х годов. Главная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в воздушной транспортировке в первую очередь мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также в проведении крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники.

При этом было предусмотрено и гражданское использование «Руслана» — для транспортировки крупногабаритных и крупнотоннажных грузов на всех географических широтах, включая приполярные районы.

Свой первый полет Ан-124 совершил в декабре 1982 года. В гражданскую авиацию начал поступать через два года, а в ВТА ВВС — в 1987 году. До 2004 года было выпущено 55 машин.

Большая часть выпущенных «Русланов» сейчас эксплуатируется в ВВС России. Несколько единиц приписаны к российским компаниям «Волга — Днепр» и «Полет», а также к украинской «Авиалинии Антонова», являющейся подразделением ОКБ Антонова.

4-моторный «Руслан» имеет двухпалубную конструкцию. Причем герметизирована не только кабина экипажа, но и две грузовые кабины — верхняя и нижняя.

Грузоподъемность — 120 тонн.

Способен брать на борт 880 солдат с полным снаряжением.

Длина самолета — 69 м, высота — 21 м, размах крыла — 73 м, площадь крыла — 628 кв.м.

Тяга четырех турбореактивных двигателей — 4×23430 кгс.

Габариты грузовой кабины — 36,5×6,4×4,4 м, объем — 1050 куб.м.

Крейсерская скорость — 850 км/ч

Практическая дальность с грузом 80 тонн — 7500 км

Практический потолок — 11600 м

К наиболее уникальным грузам, доставленным «Русланами», относятся: два колеса гидротурбины для электростанции весом 80 тонн и диаметром 6 метров, 52 тонны золота, 109-тонный железнодорожный локомотив, 86-тонные насосы для ликвидации аварии на японской АЭС. Апофеозом «частного извоза» стала доставка в Москву тремя бортами 310 тонн аппаратуры для концерта Майкла Джексона.

5. Одинокая «Мрия»

21 декабря 1988 года совершил свой первый полет до сих пор остающийся самым крупным и грузоподъемным самолет Ан-225 «Мрия», по классификации НАТО именующийся как «Казак». Произведен он в единственном экземпляре. И первоначально предназначался для работы в ракетно-космической отрасли Советского Союза. Не только для доставки на космодром негабаритных и сверхтяжелых грузов — ракет, космических кораблей, но и для воздушного запуска со своей «спины» многоразовых кораблей типа «Буран».

Но вскоре не стало ни Советского Союза, ни амбициозной космической программы. И «Мрия» так и осталась одинокой и никому не нужной. Поскольку при создании Ан-225 максимально использовали те же узлы, что и для Ан-124, то супертяжеловеса начали потихоньку разбирать, чтобы использовать в «Русланах» узлы и двигатели. Поскольку двигатели были те же самые, но вместо четырех на «Мрии» стояли шесть Д-18Т.

Однако в 2000 году самолет восстановили и начали коммерчески использовать его в «Авиалиниях Антонова».

Лётно-технические характеристики Ан-225

Экипаж — 7 человек

Длина — 84 м

Высота — 18,2 м

Размах крыла — 88,4 м

Площадь крыла — 905 кв.м.

Масса пустого самолета — 250 т

Максимальная взлетная масса — 640 т

Полезная нагрузка — 250 т

Тяга двигателей — 6×23430 кгс

Крейсерская скорость — 850 км/ч

Практическая дальность — 15400 км

Практическая дальность с максимальной нагрузкой — 4500 км

Потолок — 11000 м

Требуемая длина ВПП — 3500 м

На Ан-225 установлено около 250 мировых рекордов.

Фото: Максим Брянский (RAFT)/Коммерсантъ.

Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Николай Кленов

Финансовый аналитик инвестиционной компании Raison Asset Management

Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня