Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
30 мая 2014 16:25

5 лучших самолетов ОКБ Антонова

16413

31 мая 1946 года было создано ОКБ О.К.Антонова. Оно выделилось из ОКБ Яковлева, куда входило в качестве Новосибирского филиала. Через 6 лет фирма переехала в Киев. Уже к концу 50-х ОКБ начало выпускать одни из лучших в мире транспортные самолеты.

1. Друг ВДВ

Военно-транспортный самолет Ан-12 совершил первый полет в 1957 году. А уже спустя полтора года начал поступать на вооружение в части ВВС. Машина была универсальной, в частности, Ан-12 использовался и в гражданской авиации, но наиболее эффективной и желанной она оказалась в ВДВ. Это был первый советский самолет, позволявший выполнять операции по массированному десантированию как парашютистов, так и бронетехники. Ан-12 брал на борт 60 десантников или два бронетранспортера.

С 1957 по 1973 год в Советском Союзе было выпущено 1248 самолетов, их большую часть направили в ВВС. Машины были настолько хороши, что с 1981 года в Китае начали лицензионное производство Ан-12, продолжающееся и по настоящее время. КНР не только вооружает этими самолетами свои ВВС, но и экспортирует в другие страны.

Для своего времени Ан-12 был очень мощным транспортником, оснащенным 4-мя турбовинтовыми двигателями мощностью 4250 л.с. каждый. Его полезная нагрузка составляет 20 тонн. При этом самолет обладает очень достойными летными качествами: максимальная скорость — 660 км/ч, крейсерская — 570 км/ч, предельный потолок — 10000 м, перегоночная дальность — 5500 км.

Ан-12 имеет артиллерийское и бомбардировочное вооружение. В кормовой башне находятся две 23-мм пушки с боекомплектом из 700 снарядом. В отсеке могут находиться от 70-и 100-килограммовых авиабомб до 18-и 500-килограммовых. В модификации разведывательного самолета используются фотобомбы ФОТАБ.

Самолеты гражданского назначения вооружением не оснащены.

Ан-12 и сейчас является весьма актуальной транспортной машиной и находится на вооружении ВВС страны. Он выпускался во множестве модификаций — от десантного до командного и летающей лаборатории.

2. Живая легенда пассажирской авиации

Ан-24 является, пожалуй, самым «старослужащим» самолетом, и поныне эксплуатирующимся на наших региональных линиях. В первый раз он поднялся в воздух в 1959 году, начал поступать в «Аэрофлот» в 1962 году. Производился до 1979 года. За это время было выпущено 1367 самолетов.

Среднемагистральный самолет Ан-24 с двумя турбовинтовыми двигателями зарекомендовал себя надежной, экономичной и неприхотливой в обслуживании машиной. Он способен перевозить до 50 пассажиров на расстояние до 1900 километров с крейсерской скоростью, равной 460 км/ч. Мощность двигателей — 2×2550 л.с. Практический потолок — 7700 метров. Способен эксплуатироваться на коротких ВПП.

Существует 18 модификаций, среди которых лесопожарный, ледовой разведки, экологического мониторинга, поисково-спасательный. Значительное место среди модификаций занимают военно-транспортные модели. Они предназначены и для перевозки бойцов и военной техники, и для десантирования, а также для ведения радиационной разведки и радиозондирования.

Но реально Ан-24 произведен в значительно больших количествах. Поскольку военно-транспортные самолеты Ан-26 и Ан-32 и Ан-34 — это по сути тот же самый Ан-24 с небольшими конструктивными изменениями. В сумме эти три транспортника были выпущены в количестве 1980 машин. Все четыре модели активно экспортировались в Анголу, Болгарию, Вьетнам, Гвинею, Египет, Йемен, Камбоджу, Конго, Кубу, Мали, Северную Корею, Лаос, Монголию, Мозамбик, Сирию, Судан.

3. Победа над Lockheed

В 1969 в части ВВС Советского Союза начали поступать тяжеловесы-рекордисты — Ан-22 «Антей». Это был первый советский широкофюзеляжный турбовинтовой самолет. Всего до 1976 года было произведено 68 машин. Делали их на Ташкентском авиационном заводе. Эксплуатация части из них продолжается в Военно-транспортной авиации ВВС России и поныне.

Ан-22 может поднимать в воздух 60 тонн полезного груза. В его салоне размещается 290 солдат, 202 раненых или 150 парашютистов.

Длина самолета — 57 м, высота -12,5 м, размах крыла — 64 м.

Мощность двигателей — 4×11240 л.с.

Крейсерская скорость — 560 км/ч, максимальная — 650 км/ч.

Практическая дальность — 5225 км.

Практический потолок — 9000 м.

Экипаж — 5−7 человек.

Уникальность Ан-22 заключается в том, что он единственный в мире тяжелый самолет, способный взлетать и садиться на грунтовые ВПП.

2 года «Антей» был самым крупным и мощным самолетом в мире. В 1971 году на первое место вышел С-5А Galaxy, разработанный американской компанией Lockheed.

4. Гроза Черномора

ОКБ Антонова вернуло себе первое место среди крылатых тяжеловозов в 1984 году, начав производство тяжелого дальнего военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан».

Его разработка началась в конце 70-х годов. Главная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в воздушной транспортировке в первую очередь мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также в проведении крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники.

При этом было предусмотрено и гражданское использование «Руслана» — для транспортировки крупногабаритных и крупнотоннажных грузов на всех географических широтах, включая приполярные районы.

Свой первый полет Ан-124 совершил в декабре 1982 года. В гражданскую авиацию начал поступать через два года, а в ВТА ВВС — в 1987 году. До 2004 года было выпущено 55 машин.

Большая часть выпущенных «Русланов» сейчас эксплуатируется в ВВС России. Несколько единиц приписаны к российским компаниям «Волга — Днепр» и «Полет», а также к украинской «Авиалинии Антонова», являющейся подразделением ОКБ Антонова.

4-моторный «Руслан» имеет двухпалубную конструкцию. Причем герметизирована не только кабина экипажа, но и две грузовые кабины — верхняя и нижняя.

Грузоподъемность — 120 тонн.

Способен брать на борт 880 солдат с полным снаряжением.

Длина самолета — 69 м, высота — 21 м, размах крыла — 73 м, площадь крыла — 628 кв.м.

Тяга четырех турбореактивных двигателей — 4×23430 кгс.

Габариты грузовой кабины — 36,5×6,4×4,4 м, объем — 1050 куб.м.

Крейсерская скорость — 850 км/ч

Практическая дальность с грузом 80 тонн — 7500 км

Практический потолок — 11600 м

К наиболее уникальным грузам, доставленным «Русланами», относятся: два колеса гидротурбины для электростанции весом 80 тонн и диаметром 6 метров, 52 тонны золота, 109-тонный железнодорожный локомотив, 86-тонные насосы для ликвидации аварии на японской АЭС. Апофеозом «частного извоза» стала доставка в Москву тремя бортами 310 тонн аппаратуры для концерта Майкла Джексона.

5. Одинокая «Мрия»

21 декабря 1988 года совершил свой первый полет до сих пор остающийся самым крупным и грузоподъемным самолет Ан-225 «Мрия», по классификации НАТО именующийся как «Казак». Произведен он в единственном экземпляре. И первоначально предназначался для работы в ракетно-космической отрасли Советского Союза. Не только для доставки на космодром негабаритных и сверхтяжелых грузов — ракет, космических кораблей, но и для воздушного запуска со своей «спины» многоразовых кораблей типа «Буран».

Но вскоре не стало ни Советского Союза, ни амбициозной космической программы. И «Мрия» так и осталась одинокой и никому не нужной. Поскольку при создании Ан-225 максимально использовали те же узлы, что и для Ан-124, то супертяжеловеса начали потихоньку разбирать, чтобы использовать в «Русланах» узлы и двигатели. Поскольку двигатели были те же самые, но вместо четырех на «Мрии» стояли шесть Д-18Т.

Однако в 2000 году самолет восстановили и начали коммерчески использовать его в «Авиалиниях Антонова».

Лётно-технические характеристики Ан-225

Экипаж — 7 человек

Длина — 84 м

Высота — 18,2 м

Размах крыла — 88,4 м

Площадь крыла — 905 кв.м.

Масса пустого самолета — 250 т

Максимальная взлетная масса — 640 т

Полезная нагрузка — 250 т

Тяга двигателей — 6×23430 кгс

Крейсерская скорость — 850 км/ч

Практическая дальность — 15400 км

Практическая дальность с максимальной нагрузкой — 4500 км

Потолок — 11000 м

Требуемая длина ВПП — 3500 м

На Ан-225 установлено около 250 мировых рекордов.

Фото: Максим Брянский (RAFT)/Коммерсантъ.

Последние новости
Цитаты
Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня