Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
16 июня 2014 11:49

5 фактов о линкоре «Севастополь»

12090

16 июня 1911 года на воду был спущен первый российский дредноут «Севастополь». Он положил начало серии из четырех кораблей, имевших мощное вооружение. И в полной мере проявивших свой грозный нрав не только в Первую мировую, но и в Великую Отечественную войну.

1. Разрабатывали всем миром

Русско-японская война продемонстрировала неспособность военного флота России на равных противостоять противнику. Это было вызвано и отсталостью стратегии, и тактическими промахами, и несовершенством кораблей, многие из которых были уже устаревшими к концу XIX века.

ВМФ России начал срочно догонять ушедшие вперед флота ведущих стран мира. По части тактики ведения боя был проведен широкомасштабный опрос офицеров, принимавших участие в сражениях с японцами.

Для оснащения же флота современными кораблями было решено построить в кратчайшие сроки 4 линейных корабля типа дредноут. Название поступившего на вооружение британского королевского флота линкора «Дредноут» («Бесстрашный») в 1906 году стало именем нарицательным. Его главным отличительным признаком являлось мощное артиллерийское вооружение — десять 305-мм орудий.

Решение обзавестись собственными дредноутами Морское министерство приняло сразу же — в 1906 году. Однако через год стало понятно, что Морской технический комитет не в состоянии самостоятельно разработать проект современного линкора.

Был объявлен международный конкурс, в котором приняли участие 6 отечественных заводов и 20 иностранных компаний, а также около тридцати независимых корабельных инженеров.

В середине 1908 года Морское министерство склонялось выбрать для реализации проект немецкой компании «Блом унд Фосс». На втором месте шел проект Балтийского завода. Однако вмешалась политики: Франция заявила, что в случае сотрудничества России с главным потенциальным противником, она введет экономические санкции.

В результате инженеры Балтийского завода начали экстренно создавать рабочую документацию. Форсирование работы было необходимо, поскольку спуск линкора на воду был запланирован на конец 1909 года. Но строительство всех четырех дредноутов началось только 3 июня 1909 года. На церемонии их закладки присутствовал император Николай II.

2. Финансовые затруднения

4 линкора — «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск», «Гангут» — были спущены на воду лишь в 1911 году, а введены в состав Балтийского флота и вовсе в конце 1914 года. Это объясняется не только организационными, но и экономическими обстоятельствами.

На строительство четырех гигантских кораблей, оснащенных по последнему слову военной техники, необходимо было потратить астрономическую сумму — 148 млн. рублей золотом. Их получателями должны были стать не только два завода — Балтийский и Адмиралтейский, — но и около двух десятков заводов-субподрядчиков, на которых производились оружие, спецоборудование, силовая установка. В общем, это был столь же грандиозный проект, как и космический, затеянный в СССР спустя полвека.

У Морского министерства необходимых денег не было. Поэтому пришлось изыскивать дополнительные средства, что было в компетенции Государственной думы, созванной в 1909 году. Дума категорически отказалась финансировать этот «бесполезный» проект. Хоть было уже понятно, что война не за горами.

Несмотря на то, что линкоры были спущены на воду в июне-июле 1911 года, их доделка продолжалась еще более трех лет. И прежде всего из-за неготовности вооружения и поставляемого смежниками оборудования. Это было следствием того, что премьер-министру Столыпину удалось выбить из Думы необходимые средства лишь в конце 1912 года.

3. Огневая мощь

«Севастополь» и три его собрата по серии по мощности орудийного огня даже превзошли прототип — британский линкор «Дредноут», имевший десять 305-мм пушек. На «Севастополе» их было 12. Изготовлены они были на Обуховском заводе.

Орудия размещались в четырех башенных установках. Их наведение осуществлялось при помощи электродвигателей мощностью 30 л.с., работавших через гидромеханические муфты, регулирующие скорость передачи. Максимальная скорость наводки составляла 3,2 град/сек по горизонтали и 4 град/сек по вертикали. При модернизации линкора, проведенной в 30-е годы, скорость вертикальной наводки довели до 6 град/сек.

Снаряды весом 470 кг с содержанием взрывчатого вещества до 60 кг подавались из погребов к орудиям при помощи имевших электропривод подъемников. Электропривод имело и зарядное устройство. Скорострельность при этом достигала 2 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы — до 25 км. После модернизации она возросла до 40 км.

При этом бронебойные снаряды при стрельбе с расстояния в 100 кабельтовых имели вертикальную бронепробиваемость в 207 мм и горизонтальную — 60 мм.

Боекомплект одного орудия — 100 снарядов: бронебойные фугасные, шрапнель.

Помимо главного калибра на «Севастополе» были установлены шестнадцать 120-мм противоминных пушек со скорострельностью 7 выстрелов в минуту, имевших дальность стрельбы до 14 км. Были также 3 зенитные пушки, а также 4 торпедных аппарата с боекомплектом в 12 торпед 450-мм калибра и весом боезаряда 100 кг.

Система управление огнем была реализована по последнему слову техники. Она обслуживала как главный, так и противоминный калибры. Дальность до цели определялась при помощи двух стереоскопических дальномеров с базой в 6 метров. Показания дальномера снимались с интервалом в 5 секунд и передавались по телефону на центральный пост. Курсовой угол цели также передавался на центральный пост по телефону.

Затем старший артиллерийский офицер, руководивший стрельбой главного калибра, вводил данные в механический счетный прибор, определяя текущую дистанцию. Штурман корабля вводил в нее поправки с учетом изменения положения цели за время полета снаряда.

После этого информация передавалась управляющему огнем, который переводил ее в угол возвышения для орудий. А в курсовые данные вносились поправки, учитывающие упреждение, боковой ветер, отклонение снаряда вправо за счет его вращения.

Полученные данные по проводам передавались на посты наводки каждого из орудий, отображаясь стрелкой на индикаторе наводки. После чего производился выстрел. Однако электрическая цепь стрельбы замыкалась лишь в том случае, когда автоматический определитель крена показывал 0 градусов, что позволяло вести огонь в условиях качки.

4. Лучший в своей категории

По габаритам «Севастополь» принципиально не отличался от существовавших в начале века кораблей. Однако его вооруженность, не только пушечная, но и энергетическая, превосходили мощь зарубежных дредноутов. Паротурбинная установка мощность 42 тыс. л.с. позволяла развивать скорость в 24 узла. Самым сильным иностранцем был германский артиллерийский линкор «Кёниг», который имел соответственно 31 тыс. л.с. и 21 узел. При этом орудий и главного, и противоминного калибра у «немца» было меньше на 2 ствола.

Но были, конечно, и конструктивные недостатки. Например, противоминные орудия находились на средней палубе под секторами стрельбы главных калибров в зоне действия их дульных газов.

В четырех котельных отделениях «Севастополя» размещались 25 котлов. 3 из них работали только на мазуте, остальные могли работать также и на угле. Максимальные запасы топлива составляли 1500 тонн мазута и 700 тонн угля. При этом реальная мощность, которую можно было выжать из силовой установки, превышала номинальную. Так, в 1915 году в форсированном режиме удалось разогнать машину до 52 тыс. л.с. и скорости 4-х валов в 320 об/мин.

Тактико-технические характеристики:

Длина — 181 м

Ширина — 27 м

Осадка — 9,1 м

Максимальное водоизмещение — 27 тыс. тонн

Бронирование:

главный пояс — 225 мм

верхний пояс — 125 мм

верхняя палуба — 37,5 мм

башни — 203 мм

боевая рубка — 250 мм

Дальность — 3000 миль

Экипаж — 1220 человек

Вооружение: 12×305 мм, 16×120 мм, 3 зенитных орудия, 4 торпедных аппарата 450 мм.

5. Боевое применение

Во время Первой мировой войны «Севастополь» входил в состав Балтийского флота. Ему, как и трем другим российским дредноутам, была поставлена оборонительная задача — не допустить проникновения германских кораблей в Финский залив. Однако попыток прорыва немцами предпринято не было. И «Севастополь» участвовал лишь в операциях по установке минных заграждений.

В 1921 году в связи с 50-летием Парижской коммуны «Севастополь» переименовали в «Парижскую коммуну». В 1943 году вернули линкору его первоначальное имя. Аналогичным образом «Петропавловск» стал «Маратом».

Во время Великой Отечественной войны линкор находился в составе Черноморского флота. В этот период он совершил 15 боевых походов, пройдя около 8 тыс. миль. Было произведено 10 артиллерийских стрельб по позициям противника на Керчинском полуострове и под Севастополем. Была отражена 21 воздушная атака на линкор, его зенитной артиллерией были уничтожены 3 самолета. В сентябре 1943 года линкор принимал участие в Новороссийской десантной операции.

В 1954 году, после 40 лет нахождения в боевом строю, «Севастополь» был переквалифицирован в учебный корабль. А спустя два года его вывели из состава ВМФ СССР. А еще через год в Севастополе его разделали на металл.

За все время службы «Севастополь» не получил ни одного повреждения в бою и не потерпел ни одной серьезной аварии.

Источник фото: wikimedia

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня