Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
29 сентября 2014 15:37

От карамели «Троцкий» до одеколона «Уго»

Покупателям предлагали сладости, которые было страшно брать в рот, а парфюм признавали контрреволюционным

2556

В конце прошлой недели стало известно, что кубинское правительство объявило дисциплинарные взыскания компании, разработавшей парфюмы с именами Че Гевары и Уго Чавеса. «Символы Революции священны и останутся таковыми», — написала газета Granma.

Парфюмерная близорукость

Речь идет о продукции кубинской государственной фармацевтической компании Labiofam, разработавшей вместе с французами два эксклюзивных сорта мужского одеколона: один, с освежающим цитрусовым ароматом, — в честь ближайшего соратника Фиделя Кастро команданте Че Гевары, другой, с нотками манго и папайи, — в часть бывшего президента Венесуэлы команданте Уго Чавеса. Официальный печатный орган ЦК компартии Кубы газета Granma на это событие отреагировала заявлением, в котором парфюмеров осудили за политическую близорукость при выборе названий и дали совет не совать свои носы в святое святых — революционное наследие.

Такова позиция Гаваны. Как отнеслись к одеколону «Уго» в Каракасе, где 60-летие бывшего лидера страны, помимо фейерверков и прочих торжеств, отметили еще и созданием компьютерного шрифта, в основе которого лежит его почерк, не известно. В любом случае, использование громких имен в качестве бренда — явление распространенное и далеко не новое.

Только маркетинг, ничего личного

Например, Наполеона нисколько не смущали собственные изображения на товарах народного потребления. Не имели возражений и представители Дома Романовых. В 1913 году, в честь 300-летия династии, известный парфюмер Август Мишель создал духи «Любимый букет императрицы», которые выпускались во флаконе с изображением Екатерины II. До нас этот аромат дошел под другим названием — «Красная Москва», в духе времени изменилась и упаковка.

Из той же юбилейной серии и шкатулка производства «Электрической фабрики макоронъ, шоколада и конфетъ Ф.С. Савельева», украшенная портретами Михаила Федоровича, Николая Александровича, Петра I и Александра II, а также геральдическими композициями «Призвание Михаила на царство» и «Иван Сусанин». Но это, как говорится, в ассортименте. В 1913 году у «Елисеева» можно было и на развес купить конфеты «Михаил Федорович» или «Александр I», а в галантерейной лавке — платок с изображениями Николая II и Александры Федоровны. Кстати, печенье «Юбилейное» не имеет никакого отношения к красным датам календаря, а было выпущено Товариществом «А. Сиу и К» в честь все того же монархического праздника и комплектовалось вкладышами с портретами членов императорской фамилии. В общем, не только ценный продукт питания, но и наглядная агитация.

Вприкуску с «Троцким»

Понятное дело, что большевики не смогли пройти мимо столь эффективного маркетингового хода. Так, кондитерская фабрика «Большевик» (быв. Товарищество «А. Сиу и К». — «СП») выпускала карамель «Ильич» с портретом вождя мирового пролетариата. «Красный Октябрь» (быв. Эйнем. — «СП») — карамель «Пролетарская» с портретами Красина и Луначарского и карамель «Юбилейная» с изображением Свердлова. А поскольку революционная агитация шагала по стране широким фронтом, на конфетные обертки попали практически все видные деятели советского государства, включая Троцкого, «Железного Феликса" — Дзержинского и «Всесоюзного старосты" — Калинина. Причем Михаил Иванович Калинин еще при жизни мог насладиться конфетами имени себя. Владимир Ильич, конечно же, до карамельного признания не дожил, зато среди подарков Ленину есть изготовленная на Барановском фарфоровом заводе чашка с его портретом, которой он, как утверждают биографы, регулярно пользовался в быту. Попить чай из такой чашки в прикуску с карамелькой «Троцкий» — заветная мечта любого политизированного гурмана.

«Сталинские нежные» — мечта гурмана

А вот в более поздние советские времена образы партийных и государственных деятелей на чашки и конфеты не разменивали, в основном их портреты носили на демонстрациях и размещали в присутственных местах. Неуправляемая этикеточная вакханалия началась уже после перестройки, когда каждый стал сам себе хозяином. Так появилась водка «Брынцалов», водка и туалетная вода для брутальных мужчин «Жириновский», а вот водка «Горбачев» никакого отношения к Михаилу Сергеевичу вроде как не имеет — торговая марка принадлежит его однофамильцам, предки которых еще в дореволюционные времена поставляли спиртное ко двору. К тому же, по известным причинам, этот алкогольный напиток намного популярнее в Германии, где он и производится, чем в России. А вот пельмешки под названием «Сталинские нежные», которые выпускаются в Нижегородской области, по слухам, и в Отечестве идут нарасхват. И надо полагать, не только из-за вкусовых качеств. По данным экспертов Фонда Карнеги, практически половина опрошенных соотечественников поставила в 2012 году Иосифа Джугашвили на первое место в списке величайших исторических личностей страны — вот вам и идейная база для повышенного потребительского спроса.

Чипсы им. Лукашенко и Каримова

Справедливости ради надо отметить, что и на Западе для успешного продвижения товаров на рынок без тени сомнения смешивают политику с кулинарией. К примеру, фирма PEZ в честь свадьбы принца Уильяма выпустила конфеты, упакованные в пластиковые бюсты представителей британской монархии. А к юбилею коронации Елизаветы II в продажу выбросили холодный чай God save the tea (Боже, храни чай! — «СП») с портретом королевы, который в ЕС идет по 12,8 евро за пакет. И поскольку возражений из Букингемского дворца не последовало, можно допустить, что интерес был обоюдным: у компании-производителя коммерческий, у британской короны, с ее балансирующей популярностью, — еще и пропагандистско-агитационный.

Но, как показала жизнь, упаковка или тара могут быть и оружием, в идеологическом смысле, конечно. Вот характерный пример. Нидерландский дизайнер Вирджиния Муренхаут разместила на упаковке картофельных чипсов портреты мировых диктаторов. Естественно, по версии Запада, поэтому, наряду с Ким Чен Ыном, Аугусто Пиночетом и Муаммаром Каддафи, на упаковках оказались портреты Александра Лукашенко, Ислама Каримова и Владимира Путина. Откровенный кунштюк на потребу европейского обывателя, которому все уши прожужжали про русскую угрозу!

Шоколадный Обама

Но наш ответ был куда изящнее. Некоторое время тому назад в Екатеринбурге можно было насладится мороженым «Дуэт», на упаковке которого дизайнеры изобразили шоколадного Барака Обаму с улыбкой до ушей возле Белого дома, напоминающего домик куклы Барби, и все это на фоне радуги (символ нетрадиционной ориентации. — «СП»). Столько подтекстов на одной картинке, что и не знаешь, на каком остановиться…

С другой стороны, только за полторы недели с начала продажи с лету ушло пять тонн мороженного с Обамой. Об исторической перспективе вообще речи нет — не исключено, что через полвека за такую упаковку коллекционеры будут предлагать бешеные деньги. Как, например, сегодня, за фантики с изображениями первых советских вождей, особенно за тех, кто потом оказался в категории врагов народа. Но чтобы такие конфеты вообще могли появиться, в первую очередь сами персонажи, изображенные на фантиках, должны были быть руководителями без комплексов.

Аналогичный случай и с парфюмом в честь команданте Че и команданте Уго. К сожалению, кубинская революция и ее лидеры уже очень немолоды. И, похоже, не очень пластичны. Если есть возможность лишний раз напомнить о своих идеалах и своих героях хотя бы при помощи запаха, так почему бы и нет? Как ни крути, а дух — революционный!

Флакон как искусство

Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств Георгий Франгулян, из-под резца которого вышло немало скульптурных портретов выдающихся личностей и государственных деятелей разных эпох, не видит ничего предосудительного в том, что изображения известных персонажей используются в пропагандистских целях. В том числе и в рекламных:

— Просто надо знать место. Например, изображение Иосифа Бродского на памперсах — это дикость, даже в голову не приходит, что такое возможно… А на чем-то другом, почему бы и нет? Существуют же конфеты «Пушкин», и «Солнце русской поэзии» от этого не закатилось. Тут все дело в художественном решении. Если художник справился с задачей, добился соответствия товара народного потребления и продукта интеллектуального потребления, отторжения не будет. И серьезных возражений, думаю, тоже.

«СП»: — Речь, надо полагать, не только о мастерстве, но и о художественном вкусе?

— Безусловно. Я категорически против «кичухи» в любом ее проявлении. Но, к сожалению, у нас очень плохо со вкусом. Особенно у тех, кто что-то производит. Обычно они экономят на хороших художниках, и в этом вся беда. Хотя есть художники, которые могут на высочайшем уровне воплотить самую фантастическую идею, любой каприз — даже объединить в единое эстетическое целое то, что по определению объединить невозможно. В том числе и по идеологическим соображения. И это будет работать.

«СП»: — Ну, вот на Кубе на идейном основании запретили одеколон в честь Эрнесто Че Гевары и Уго Чавеса. Вы бы пользовались таким парфюмом?

— Нет, не пользовался бы. Хотя есть и другой ответ: смотря какой запах. На мой взгляд, это все-таки какой-то молодежный вариант. Впрочем, молодежь сейчас не очень грамотная. Может познавать мир через запахи — то, что им нужно?..

«СП»: — А как вы относитесь к водке «Жириновский»?

— Так же, как к Жириновскому. Мне его позиция ни в пьяном, ни в трезвом виде не близка.

«СП»: — Сальвадор Дали оформил флакон для духов, названный в его честь. Как вы смотрите на то, чтобы появились духи «Франгулян»? Это было бы по заслугам

— Про Франгуляна сейчас говорить не буду. А вот Дали мог позволить себе что угодно. Потому что он понимал, что делает и знал, как сделать. В этом флаконе столько иронии… Вот почему даже флакон для духов от Дали — высочайшее художественное произведение. …Иносказание, ассоциативный ряд — такие пласты только хороший художник может поднять.

«СП»: — Значит, для хорошего художника не существует тем высоких и низких и тем запретных?

— Практически любая задача по силам. Мало того, чем абсурднее задача, тем острее и интереснее может быть художественное решение. Я, например, очень люблю периодические встряски мозга и чувств. Поэтому готов вот такие вещи делать.

Фото ИТАР-ТАСС.

Последние новости
Цитаты
Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня