Недвижимость
16 июля 2015 17:19

Престижная недвижимость среди смога

Василий Колташов о том, куда рулят транспорт и цены на жилье

1366
Престижная недвижимость среди смога
Фото: Александр Щербак/ ТАСС

Рынок жилья Москвы — одно из самых загадочных явлений России. И хотя здесь давно уже реализуется, сделанный нами в ИГСО пару лет назад прогноз на снижение цен и активности покупателей, главная загадка все равно не раскрыта. Состоит же она в том, что наибольшим престижем пользуется жилье в центральной части города. А здесь самый высокий уровень загазованности в городе.

Экологическая ситуация в столице определяется личными автомобилями. Их избыток отравляет воздух и наносит огромный вред здоровью жителей города. Особенно важны здесь пробки. Ибо на холостом ходу в двигателях внутреннего сгорания не происходит полного сгорания топлива. Говоря иначе, сжигается мало бензина. Он сжигается плохо с большим выбросом отравляющих веществ в воздух. Потребление же кислорода двигателем также увеличивается. В результате, чем ближе к Кремлю, тем выше загазованность воздуха.

И даже если учесть, что пробок в центре Москвы властям удалось сделать меньше, все равно именно центр аккумулирует эффект всего города. Сторонники бесконечного расширения дорог и роста легковых автомобилей вряд ли могут здесь возразить, как и продавцы недвижимости. Вполне естественно, что разрешить этот кризис, можно только перестроив городской транспорт. Это и пытается, причем не без успеха, сделать Департамент транспорта Москвы. Однако пока в силе остается загадка о престижности экологически проблемного центра.

Жители столицы справедливо утверждают: жить в центре, значит, жить в культурном центре города, а может быть и России. «Все рядом, и театры и другие общественные здания», — могут сказать они. А еще считается, что в центре столице развитая социальная система. Однако наше общество пока не знает европейского увлечения чистотой окружающей среды, доходящей порой до антиавтомобильной мании. Потому, далеко не все видят смысл в удивлении иностранцев по поводу жизни в центре столице, где традиционно столь сложная экологическая ситуация.

Что может ее изменить? Может быть, престижная недвижимость старого города и должна существовать посреди плохого воздуха? Ясно, что развитие общественного транспорта способно изменить ситуацию. В Москве все больше призывов пересесть на велосипед для поездок на небольшие расстояния, но большие расстояния нужно перемещаться на общественном транспорте. Причем преобразуется теперь больше именно наземный транспорт. Автобусы и микроавтобусы унифицированы. Всюду введены и действуют единые билета. И в эту систему интегрированы частные перевозчики, работа которых становится более безопасной.

В таких городах как Берлин или Вена давно сделана аналогичная ставка на общественный транспорт. Потому изумительные старые кварталы бывшей столицы Габсбургов кажутся несравненно более уютными, чем аналогичные районы нашей столицы. Воздух же Мюнхена просто чистый в сравнении с московский. Достигается все это не только ограничением числа личных автомобилей (высокие требования к их двигателям), но и развитием общественного транспорта. Он повышает привлекательность городов для инвесторов, а в итоге делает престижность центра вполне обоснованной, а главное неотделимой от комфорта. Это касается и шума, который в основном тоже создают орды легковых автомобилей.

Реформа общественного транспорта столицы продвигается от района к району. Унифицируются маршруты, движения транспорта переводится на четко соблюдаемые графики — больше не должны возникать ситуации, когда после периода обилия пассажиров начинается время дефицита маршруток. Этот «лихой и опасный вид транспорта» вообще меняется в сторону комфорта для пассажиров. Им в целом выгодна реформа. Но если говорить о недвижимости центра, то преобразования транспорта подвигают сердце города к европейскому стандарту.

Россияне зачастую не понимают иностранцев, уверяющих в важности хорошей экологии и вспоминающих «грязные 70-е». Этим и создана загадка (если только можно говорить о ней без кавычек) жилья в центре столицы. Но все имеет начало и конец. Кажется, что больше пробки и переизбыток легковых автомобилей дали толчок переменам в столице. Это снимет противоречие, одновременно сделав город лучше. А сделает это модернизированный общественный транспорт, организованный и управляемый на современном уровне. И когда люди оценят перемены, воздух Москвы начнет очищаться. Может быть, это уже началось.

Конечно, ситуация в экономике будет влиять на цены квартир и дальше. Однако, несмотря на итоговое изменение пропорций между окраинами и зоной Садового кольца, центр останется более престижным. Причем, чем современнее будет становиться город в транспортном отношении, тем прочнее может держаться престиж.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Владимир Нестеренко

Доктор медицинских наук, глава группы компаний «Ниармедик»

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня