Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Строительный бизнес Подмосковья без стыда и совести

Застройщики отказываются создавать инфраструктуру в новых районах

8071

В лексиконе военных есть такое понятие — «котел». Оно означает, что живая сила и техника противника полностью окружены, и возможность для организованного выхода из окружения отсутствует. Логично предположить, что говорить о таких «котлах» на территории Подмосковья уместно было бы разве что в контексте воспоминаний о героической обороне Москвы в 1941—1942 годах. Но, как бы дико это ни прозвучало, спустя 75 лет после этих событий фактически в подобном положении оказались ни много ни мало десятки тысяч ни в чем не повинных россиян. Причем не где-нибудь в глубинке региона, а практически под самым носом у подмосковного правительства, в деревне Путилково городского округа Красногорск.

В Википедии Путилково характеризуется как благоустроенный поселок с развитой инфраструктурой, хорошей транспортной доступностью и живописным Алешкинским лесом. Однако у живущих тут людей имеется на этот счет совершенно противоположное мнение. И главной причиной накопившегося негатива стало стартовавшее здесь в 2012 году строительство нового микрорайона Мортонград, которое после поглощения первоначального инициатора строительства, ГК «Мортон», продолжает ГК ПИК.

Первоначально многочисленные рекламные буклеты (имеются в распоряжении редакции «СП» — авт.) обещали будущим жителям Мортонграда практически райский уголок. Согласно им, в границах микрорайона из нескольких десятков панельных и монолитно-кирпичных домов высотой от 17 до 25 этажей должно присутствовать 4 детских сада, 2 школы, поликлиника, физкультурно-оздоровительный центр, гаражный, торговый и офисный комплексы, а также Центр русской культуры. Кроме того, в буклетах было анонсировано создание специально оборудованных зон отдыха, велодорожек, беседок, площадок для игр и спорта плюс обустройство парковочных мест для автомобилей жителей и гостей. Граждан, не имеющих собственного автотранспорта, реклама успокаивала: сообщение с Москвой и ближайшими станциями метро осуществляется с помощью многочисленных муниципальных автобусных маршрутов и частных маршрутных такси, время в пути составляет 15−20 минут.

Все это инфраструктурное великолепие должно было появиться благодаря тому, что из стоимости каждого квадратного метра жилья, купленного дольщиком (а это, согласно имеющимся в распоряжении «СП» копиям договоров долевого участия, от 85,7 до 88,2 тысячи рублей), непосредственно на строительство уходило 51−56,7 тысячи рублей, а оставшиеся деньги рублей направлялось как раз на создание инфраструктуры, подключение к инженерным сетям и благоустройство территории. Если учесть, что общая площадь возводимого жилья составляет, согласно рекламным проспектам, 630 тысяч квадратных метров, то на все это без малого 23,44 миллиарда рублей вроде бы более чем достаточно.

Однако на деле ничего из этих сладких посулов в жизнь так и не воплощено, а ситуация продолжает ухудшаться, утверждает житель Путилково Станислав Смагин:

— В связи с длительностью застройки и сменой застройщиков проект планирования территории микрорайона несколько раз самостоятельно изменялся. Тот, что был утвержден постановлениями администрации сельского поседения Отрадненское № 117/4 от 27 апреля 2012 года и № 171/6 от 14 июня 2012 года по итогам публичных слушаний, нарушается. Причем без внесения в него изменений, обсуждения с жителями и согласования с Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, что подтверждается письмом Главархитектуры Московской области от 09 сентября 2017 года № 31 ТГ-2437/Т-06. В результате в строящихся домах увеличивается количество квартир с 250 до 960!

Проектом предполагались многоуровневые и подземные паркинги, где должны были хранить свои автомобили жители района, но в настоящее время жители 30-тысячного района обеспечены только гостевыми парковками. Припарковаться в районе можно только до 21−00, если приедешь позже, уже не встанешь нигде. Конечно, есть еще платная парковка, которая поднимает цену на свои услуги каждый квартал. Сейчас кусок асфальта под открытым небом безо всякой ответственности за сохранность машины стоит уже 5000 рублей. Сколько он будет стоить, когда будут сданы еще 4−6 корпусов (1, 2, 12 и 13, 30 и 31), насчитывающие почти 4000 квартир?

Парковка машин на тротуарах и газонах в районе имеет массовый характер, продолжает активист, и молодым мамам с колясками пройти мимо всех этих авто попросту невозможно.

— Подавляющая часть трудоспособных жителей ежедневно мотается в Москву, — добавляет еще один неравнодушный «путилковец» Александр Резванов. — Но единственное однополосное шоссе, по которому можно добраться до Москвы, Путилковское, не справляется с транспортным потоком, в часы пик встает намертво. Еще и выезд из района всего лишь один вместо трех, запланированных и утвержденных ранее. Жители из своего двора выезжают по 40−50 минут, а любое незначительное ДТП приводит к многочасовому коллапсу (последний как раз случился вечером 24 октября — авт.). «Скорая», например, либо совсем не приезжает, либо после скандала прибывает через 1−2 часа. А если пожар, не дай бог?

— Из транспорта здесь только платные маршрутки и нелегальные частные извозчики, которые постоянно нарушают правила дорожного движения, — возмущается Андрей Федоров. — Никогда не знаешь, уедешь или нет на работу или с работы, и за какую стоимость. В часы пик таксисты дерут выше 1000 рублей за проезд к метро, до которого всего 4 километра. Многие жители вынуждены до метро ходить пешком. А так как тротуара вдоль Путилковского шоссе нет, то риск для жизни огромный. Например, в феврале 2017 года на его обочине в Алешкинском лесу сбили насмерть женщину с ребенком.

— На сегодняшний день здесь действует 1 школа и 2 детских сада, хотя по изначальному проекту при меньшей застройке должно быть 2 школы и 4 сада. И хотя детские учреждения построены на наши, «мортонградовские» деньги, места в них заняты очередниками со всего Красногорска, а мы вынуждены отдавать своих детей в платные частные сады, — негодует Анжела Капустина. — До сих пор нет поликлиники. Ее строительство должно было начаться во втором квартале 2017 года, но сроки постоянно переносятся.

Но если поликлиника есть хотя бы в проекте, то физкультурно-оздоровительный комплекс, развивает мысль Анжела Капустина, похоже, не появится вовсе. Земельный участок, на котором должен стоять ФОК, был выставлен на продажу на одном из популярных тематических порталов. Правда, стоит отметить, что на момент написания материала объявление числилось снятым с публикации. Но причины, по которым это было сделано, «СП» установить не удалось. Остается только гадать, нашелся ли уже на этот товар свой купец, или же продавцом просто было принято решение пока «не дразнить гусей».

Мусор вывозят редко, жалуются жители Путилково. Вместо увезенных контейнеров пустые частенько забывают поставить, из-за этого образуются стихийные свалки, мусор ветром разносит по району. Очень много диких злых собак. Периодически отключают электроэнергию. Последний раз, говорят, это было 1 октября, жители сидели без света и даже без воды целых 5 часов.

По всем этим вопросам, уверяют «мортонградовцы», они неоднократно обращались и в администрацию Красногорска, который с 2018 года станет официальной столицей Подмосковья, и в профильные министерства и ведомства, и даже губернатору Андрею Воробьеву. Но из органов власти, констатирует Станислав Смагин, приходят только отписки:

— Одну из последних (имеется в распоряжении редакции «СП» — авт.) мы получили во второй декаде октября после жалобы в «Единую книгу жалоб и предложений Московской области», государственный, между прочим, портал. В ней замглавы администрации городского округа Красногорск, начальник территориального управления Отрадненское Цуканов любезно информирует нас, что дополнительные въезды и выезды из микрорайона, указанные в рекламных буклетах, лежат за пределами согласованного ППТ. И вообще, они отображены схематично, а это значит, что застройщик никаких работ по их устройству проводить не будет. И кто в итоге будет этим заниматься, совершенно непонятно, потому что на баланс красногорской администрации здешняя автодорожная сеть не передавалась. Вообще эта линия — район не сдан, поэтому сделать мы ничего не можем, и вообще «наша хата с краю», прослеживается как в личных беседах с представителями администрации Красногорска, так и во всех официальных письменных ответах, получаемых нами из разных инстанций.

 — Тем временем неудовлетворенность жителей растет, — констатирует Андрей Федоров, — особенно усилившись после того, как стало известно, что в 2018 году по соседству начнет реализовывать строительство собственного жилого комплекса компания «Самолет-Девелопмент». Этот проект рассчитан на 37000 жителей, а один из выездов оттуда планируется вывести через наш «Мортонград». Вообще дело пахнет социальным взрывом. 17 октября у нас состоялась встреча с представителями муниципальной власти, Госадмтехнадзора, Жилинспекции, застройщиков. Встреча, конечно, носила несколько сумбурный характер, так как проблем накопилось много, но итоги получились неутешительными. Кто и когда будет заниматься вопросом расширения Путилковского шоссе, неясно. Парковок, как нам сказали, никто больше строить не собирается, как и культурный центр.

— Мы считаем, — добавляет Станислав Смагин, — что налицо грубые умышленные нарушения 98-й статьи ФЗ-123 от 22.07.2008 («Требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта»), а также введение в заблуждение новых покупателей и местных администраций со стороны ГК ПИК. Возможно, года через три она объявит себя банкротом (именно в 2020 году «Мортонград» должен быть сдан полностью — авт.), а мы останемся в гетто без дорог, парковок, поликлиник, детских садов и школ! Так что в конце октября-начале ноября мы планируем вывести людей на митинг. Ориентировочно это будет в районе станции метро «Маяковская», у приемной Правительства Московской области. Точная дата еще не определена, поскольку заявку мы еще не подавали. Но настроены очень решительно.

Правда, одна надежда у «мортонградцев» на мирное разрешение конфликта все же есть. Они написали обращение к Владимиру Путину, под которым уже подписалось более тысячи местных жителей. В этом документе жители Путилково просят, по большому счету, «всего ничего»:

  1. Принять меры к исполнению ГК ПИК обязательств по реализации проектов планировки территории земельных участков для размещения жилого микрорайона в деревне Путилково, утвержденных администрацией сельского поселения Отрадненское от 27 апреля 2012 года № 117/4 и от 14 июня 2012 года № 171/6, включая строительство трех выездов из микрорайона.
  2. В установленном порядке разработать генеральный план Путилково, основанный на разумных нормативах подсчета численности населения, с учетом необходимых объектов социальной, инженерной, транспортной и дорожной инфраструктуры, зеленых зон.
  3. Администрации городского округа Красногорск совместно с администрациями городов Химки и Москва решить вопрос о расширении Путилковского шоссе и исключении сквозных проездов по территории микрорайона.
  4. Обеспечить безопасность дорожного движения на выезде из микрорайона, а также вдоль Путилковского шоссе.

Конечно, все эти проблемы в принципе можно посчитать локальными. Но коль скоро их не могут или не хотят решать на местном уровне, иного выхода кроме митингов, демонстраций и обращений к президенту, увы, нет.

Справка «СП»:

Согласно информации, размещенной на страницах официального сайта ГК ПИК, в 2014 году группа признана лучшим девелопером жилой недвижимости в России по версии британского журнала Euromoney. Согласно официальной философии, компания возводит во дворах площадки для игр и отдыха, высаживает деревья и разбивает скверы, а дворы, в которых нет ни одного автомобиля, полностью отдает людям.

В мае 2013 года тогда еще и.о. губернатора Московской области Андреем Воробьевым была озвучена новая градостроительная политика в регионе. Согласно ей, в Подмосковье не должно быть никаких спальных районов-резерваций, а новое жилье должно возводиться только с дорогами, парковками, школами, детсадами, парками и прочей инфраструктурой. Причем до начала строительства жилья в первую очередь должны возводиться офисы и торговые центры, то есть создаваться рабочие места для будущих жителей. За превышение объемов строительства с застройщиков предполагалось брать штрафы. В итоге Подмосковье должно стать не придатком Москвы, куда, как в спальный район, приезжают лишь ночевать, а полностью самодостаточным и развитым регионом. И решимость реализовать намеченное у властей Подмосковья есть.

Последние новости
Цитаты
Павел Селезнев

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России

Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня