Причины и последствия взрыва дома в столице Удмуртии
Не прошло и недели после трагических событий в Ижевске, как новостные ленты СМИ вновь запестрели сообщениями о погибших под завалами в высотной многоэтажке людях. На этот раз ЧП случилось в Саранске, где в строящемся доме внезапно обрушились лестничные пролеты. Спасательные службы сработали оперативно, но смерть троих рабочих им предотвратить все же не удалось.
Знакомые с ситуацией люди утверждают, что на данном объекте техника безопасности не соблюдалась, причем рабочие были вынуждены вести активную борьбу с нерадивым начальством. Конечно, правоохранительными органами к настоящему моменту по факту случившегося уже заведено уголовное дело. Естественно, региональный штаб Общероссийского народного фронта (ОНФ) призвал провести тщательную проверку строительных площадок не только в Саранске, но и на территории всей республики, чтобы подобного больше не повторилось. В связи с этим «СП» задалась вопросом — насколько ситуации с обрушениями в строящихся домах характерны для строительной сферы?
Строительство — это отрасль, сопряженная с высокими рисками, поэтому, к сожалению, по словам знатоков вопроса, ситуации, связанные с обрушениями строящихся домов, иногда случаются. Правда, данные статистики свидетельствуют, что обрушения домов в нашей стране происходят не чаще, чем два-три раза в год, но заселяющимся жильцам от этого не легче. Самолет, согласно все той же статистике, тоже самый безопасный вид транспорта, однако лавина случившихся по разным причинам в последнее время воздушных катастроф отнюдь не прибавляет уверенности пассажирам авиакомпаний.
Причины и последствия взрыва дома в столице Удмуртии
Основные причины событий, подобных саранским, отмечают эксперты, бывают самыми разными. Тут и ошибки проектировщиков, которые не учитывают особенности местности (высокие перепады температур, смещение грунта, подтопления, паводки и прочее), и нарушения технологии строительно-монтажных работ.
Отдельной строкой стоит прописать экономию на строительных материалах и наличие контрафактной продукции. В марте прошлого года представитель Минстроя Елена Сиэрра уже заявляла о том, что доля поддельного цемента в российском строительстве превышает 50%. А опрошенные «СП» эксперты констатировали, что качественные характеристики подобного контрафакта непредсказуемы. Представитель крупнейшего мирового производителя строительных смесей LafargeHolcim Максим Гончаров предупредил, что его применение чревато не только трещинами, но и обрушениями конструкций.
Да, в марте 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 930, обязывающее все существующие виды цемента подвергать обязательной сертификации, а уклоняющихся от этого лиц штрафовать на сумму от 1 000 (для физлиц) до 300 000 (для юрлиц) рублей. Но, как заявляют погруженные в тематику люди, к настоящему времени это решение ситуацию с продажей поддельного цемента кардинально не переломило.
Правда, управляющий партнер компании «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский, ссылаясь на данные статистики, отмечает, что в большинстве случаев обрушения происходят по причине нарушения технических норм строительства.
«СП»: — А насколько серьезно налажен контроль за соблюдением этих самых норм, а также стройматериалов на новостройках? И сложно ли его обойти?
— Помимо генподрядчика, который несет ответственность за качество строительных работ на площадке, девелопер самостоятельно осуществляет контроль всех этапов строительства и для этой цели создает службу технического надзора. Специалисты такой службы обязаны следить за качеством проводимых работ, соблюдением сроков, а также осуществлять контроль качества используемых материалов. В их обязанности входит проверка сертификатов, осуществление лабораторных испытаний образцов, слежение за соблюдением правил хранения материалов. Помимо технадзора существует еще и авторский надзор, который призван следить за соблюдениями требований проекта. Это, в том числе, и проверка соответствия применяемых материалов. Многоуровневая система контроля предполагает тщательную проверку строительных материалов на соответствие ГОСТам, техническим условиям, нормам и сертификатам. Обойти этот контроль достаточно сложно.
«СП»: — Остро ли стоит в строительной сфере проблема квалифицированного персонала?
— В течение последних десяти лет стремительное развитие строительной отрасли привело к резкому увеличению потребности в высококвалифицированном персонале. Дефицит кадров действительно ощущается, к наиболее востребованным профессиям в строительстве относятся каменщики, бетонщики, монтажники инженерных сетей, крановщики, электросварщики, электрики, инженеры ПТО, специалисты сметно-договорных отделов.
«СП»: — Почему так сложно найти грамотный сотрудников? Ведь в стране вроде бы довольно развита и система специализированных профтехучилищ, и ВУЗов?
— Такого рода дефицит вызван недостатком специалистов общестроительных профессий. Кроме того, даже выпускники специализированных ВУЗов не всегда идут работать по специальности. В то же время предложение неквалифицированной рабочей силы сегодня переизбыточно, и формируется оно в первую очередь за счет приезжих их стран ближнего зарубежья. Гастарбайтеры привлекают работодателей дешевизной своих услуг, но они не способны решать сложные технологические задачи на стройплощадке.
Чем грозит рынку недвижимости переход на проектное банковское финансирование
«СП»: — Как вы полагаете, какова вероятность того, что ситуация, подобная саранской, может случиться в уже сданном и обжитом доме? Можно ли говорить о том, что в целом все современные новостройки безопасны для жителей, или они представляют собой мину замедленного действия?
— Нарушения в строительстве нередко дают о себе знать даже через десятки лет, и теоретически трагедия может произойти когда угодно. Однако я бы не стал делать громких заявлений и утверждать, что современные новостройки опасны для жизни. Некачественные производители товаров и услуг есть во всех отраслях, строительная отрасль не является исключением, и здесь встречаются недобросовестные застройщики и подрядчики. К счастью, их число невелико. Кроме того, большинство случаев обрушений все же происходит в зданиях старого жилого фонда, требующих капитального ремонта.