Первый нервирующий звоночек прозвенел в прошлом году, когда взгляды властей и независимых экспертов на последствия объявленной программы реновации московских пятиэтажек кардинально разошлись. Напомним, тогда эксперты практически единодушно сошлись во мнении, что плотность застройки в столице сильно увеличится, а население вырастет миллионов на 5 (см. материал «СП» «Реновация: Перестройка в Москве угробит всю Россию»). Власти же тогда называли все это досужими вымыслами невежественных и политически ангажированных оппонентов, клятвенно уверяя общественность, что новые дома на месте снесенных «хрущевок» будут иметь от силы 7−12 этажей, а численность горожан подрастет максимум тысяч на 800.
Второй тревожный удар колокола раздался в начале 2018 года, когда стало известно, что, во-первых, с предоставлением и равноценных, и равнозначных квартир переселенцам по реновации у города возникают серьезные проблемы, а, во-вторых, непонятно почему многие исторические дома в центре столицы мэрия собирается реконструировать с отселением жильцов. (см. материал «СП» «Московская реновация: Вместо дорогой „сталинки“ — дешевый новодел»).
Третий пугающий громовой раскат прокатился по медиасфере буквально на днях.
Так, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов официально признал — Москву ждет-таки серьезное уплотнение. В ходе XII Московского форума лидеров рынка недвижимости он подчеркнул, что концепция уплотнения городской застройки в процессе развития родилась еще в XIX веке, приведя при этом в пример некоторые современные европейские столицы, в частности — Париж. «В чем специфика застройки города? — задался вопросом чиновник и сам же на него ответил. — Здесь плотность раза в три с половиной раза выше, чем Крылатском, при этом этажность в семь этажей. Прaвда в том, нравится нам или не нравится, но живя в мегаполисе, мы будем иметь с этим дело и дальше». При этом Кузнецов особо подчеркнул: общемировые тенденции в строительстве последние 150−200 лет идут в одном направлении и не сворачивают, так что уплотнение городов- проверенный временем тренд. «Мы можем только сделать это архитектурно более интересно и найти подход более гуманный», — подытожил столичный архитектор.
Шуму наделало и заявление руководителя центра городской экономики конструкторского бюро «Стрелка» (напомним, именно эта организация, в частности, работала над проектом реконструкции центра Москвы «Моя улица») Елены Коротковой. Она высказалась в том духе, что социальная ориентированность государства тормозит процесс джентрификации столицы. Иными словами, если бы условная столичная пенсионерка, занимающая условную шестикомнатную квартиру в высотке на Котельнической, не была освобождена от налога на недвижимость, то уже давно бы под его тяжестью переехала бы в более дешевое жилье на окраине столицы, а квартиру в высотке сдала бы более состоятельному жильцу. Именно такая джентрификация, расставила акценты Елена Короткова, крайне выгодна столице, потому что пополняется городская казна — раз, районы покидают маргинальные элементы — два.
Эту мысль впоследствии развили участники круглого стола «Инклюзивный город — город для всех», прошедшего недавно в Институте медиа, архитектуры и дизайна Стрелка. В частности, президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева в ходе мероприятия привела в пример Манхэттен, где специально применяются градостроительные инструменты по формированию доступного жилья для лиц с низкими или средними доходами. Это нужно, отметила она, не только по социально-психологическим причинам, а потому, что инклюзивность разных доходных групп самых престижных и богатых районов города выгодна для экономики, это современный тренд развития городов.
При этом гендиректор и член правления этого же фонда, профессор Высшей школы экономики Александр Пузанов обратил внимание на то, что рынок действует, и люди переезжают в другие районы столицы, в том числе и потому, что сменилось окружение или в районе стало некомфортно жить. «Произошло размежевание, — признал он, — которое мы не отслеживаем». Эксперт также добавил, что должна быть выстроена система мониторинга ситуации и «красных» флажков", поскольку допустил, что произойдёт выпадение из городской жизни определенной части населения, когда полиция боится заходить в тот или иной район.
Вероятно, эксперты, как говорится, безо всякой «задней мысли» просто делились своими взглядами и оценками на профессиональные темы, однако многие пользователи соцсетей расценили их как признание факта «зачистки» столицы под богатых и обеспеченных людей.
Примечательно, что, словно в предчувствии этого люди, которые, несмотря на экономические перипетии последнего времени, все еще могут позволить себе купить жилье, все активнее выбирают для постоянного проживания не столичные квартиры, а близлежащую (в радиусе до 40 километров) «загородку».
Так, наблюдения аналитиков департамента загородной недвижимости компании «ИНКОМ-Недвижимость» свидетельствуют — в 2018 году доля таких покупателей достигла отметки в 70% (всего лишь 10 лет назад таковых насчитывалось всего 40%). Интересно, что 55% от их числа — это сами москвичи, а еще 45% - жители Подмосковья и других регионов (32%+13% соответственно). Еще более интересно, что половина всех переезжающих за город — это наиболее трудоспособное население в возрасте от 36 до 50 лет, а еще треть — молодежь до 35 лет, в подавляющем большинстве (90%) влезающая при переезде в ипотеку. Еще 17% - пенсионеры. Любопытно также и то, какое жилье на «загородке» выбирают переезжающие. По данным «инкомовских» аналитиков, 66% из них выбирают отнюдь не самые дорогие форматы: таунхаусы (52%) и квартиры в «малоэтажках» (14%). На готовых коттеджах останавливает свой выбор только треть.
Риелторы, впрочем, вполне ожидаемо объясняют эту «переездную» тенденцию активной урбанизацией Подмосковья, а также развитием транспортной и социальной инфраструктур региона. Но в этой самой «урбанизации» видится определенная опасность и предпосылки для дальнейшей сегрегации российского общества по платежеспособности, особенно на фоне того факта, что упомянутое выше КБ «Стрелка» уже разрабатывает федеральные стандарты развития городской среды. Да не просто так, а по заказу «Дом.рф» и Минстроя, да еще и в сотрудничестве с американской IT-компанией Cisco (выпущен совместный пресс-релиз, где говорится о планах создания интеллектуальной инфраструктуры для российских городов и развитии высокотехнологичных решений по направлению «Умный город»).
Может, кто-то и сочтет это «забеганием впереди паровоза», но, пожалуй, вполне можно предположить, что тот день, когда россиян с низкими доходами попросят освободить не только столицу и города-миллионники, но и все остальные мало-мальски урбанизированные (точнее, к тому времени уже «умные») города, не за горами. Но это ничего, лишь бы разрешение собирать валежник в лесах не отменили.