Весь прошедший год многие регионы России сотрясали протесты, окрещенные СМИ «мусорными бунтами». Недовольные переполненными из-за попустительства властей и воняющими свалками, люди перекрывали дороги к полигонам, ложились под колеса мусоровозов и поджигали их. Фиксировались даже случаи стрельбы по технике. А, например, в подмосковном Волоколамске после массового отравления детей (в том числе грудных) свалочным газом с полигона Ядрово, разгневанные жители вообще, образно выражаясь, вступили в плотный телесный контакт с районным мэром, «прилетело» даже срочно приехавшему на место событий губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву (снежками). В дело не раз вступали спецподразделения полиции, разгоняя протестующих, а некоторые активисты (в число которых вошли и представители православного духовенства), заработали серьезные административные наказания с перспективой их превращения в реальные уголовные дела.
Однако эти волнения не прошли даром, власть была вынуждена объявить о начале мусорной реформы и анонсировать переход с 1 января 2019 года к принципиально новой системе сбора и утилизации коммунальных отходов. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму 7 ноября 2018 года, а уже 25 декабря он был подписан президентом и опубликован. Незадолго до этого события, в ходе большой пресс-коференции гарант Конституции отметил: «Нам нужно решить несколько ключевых и первоочередных задач. Нужно ликвидировать незаконные свалки. Это первое, что нужно сделать. И второе, что нужно сделать, — это выстроить целую индустрию переработки (отходов)».
Итак, что же, собственно, ожидалось прежде всего от реформы до новогодних праздников?
Во-первых, что с самого начала января 2019 года обеспечивать транспортировку, обезвреживание, обработку, захоронение отходов в стране должны региональные операторы. В тех субъектах, где они начнут свою работу, оплата их услуг будет осуществляться отдельной строкой, не входя в состав платы управляющей компании за содержание жилья. Утверждаться тариф на услуги регионального оператора также будет отдельно.
Во-вторых, что уборка мест погрузки исключается из перечня работ по содержанию имущества общего пользования собственников помещений в многоквартирном доме. Эта обязанность перекладывается на плечи региональных операторов. Правда, при этом уточнялось: под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) отходов при погрузке и перемещению их в мусоровоз.
В-третьих, по словам министра финансов Антона Силуанова, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), работающих по новым правилам, было решено освободить от уплаты НДС в целях сдерживания роста тарифов для населения.
В-четвертых, подразумевалось разработка Единой государственной системы учета и контроля мусора, интернет-карта перемещения и захоронения опасных отходов.
И все бы хорошо, но Россия не была бы Россией, если бы в последний момент в эти, в общем-то, здравые начинания не были в самый последний момент внесены явно пролоббированные кем-то очень интересные поправки.
В итоге депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный при обсуждении этих самых поправок констатировал — реформа провалена однозначно.
— Что предлагается сегодня нам? — задался он вопросом. — Первое: в Москве, Питере, Севастополе отложить реформу еще на 3 года. По остальным регионам — предложить новый механизм. Если они не справились, не успели, если региональный оператор не заявился на какую-то зону, значит, исполнительный орган власти субъекта имеет право своим решением, без конкурса, назначить исполнителя либо из состава региональных операторов, либо из своего субъекта, либо из соседнего субъекта. Если и здесь нет желающих, тогда здесь появляется хитрая формулировка — «МУПы и ГУПы», которые занимаются сегодня этой деятельности и имеют лицензию. Но, скажем так, в подавляющем большинстве наших регионов МУПы и ГУПы, которым этим занимались, «убиты» давным-давно, а их материально-техническая база передана уже частнику. И, соответственно, наш законопроект не дает никаких особых надежд на то, чтобы это заработало.
Что же в итоге, задался вопросом депутат? Фактически, заявил он, страна возвращается к тому же порядку, который и был. Те свалки, которые были до 1 января 2019 года, но не получили лицензию или разрешение, можно использовать и дальше в течение нескольких лет без лицензии в тех же точно рамках по тем же механизмам. Пришли, свидетельствует депутат, к тому, от чего и уходили, а крайними остались жители с огромной платой, с теми же свалками, которые были, но самое главное — безо всякого улучшения качества предоставляемых услуг. В пример депутат привел свою родную Ульяновскую область:
— Нам говорят про то, что там вложено, переработка, там сейчас все будет. Я специально заехал, посмотрел на эти мусороперерабатывающие комплексы. Что это такое? Это лента, около которой стоят в ряд несколько узбеков, туда сваливается одна из 20 машин с мусором, они выбирают оттуда пластиковые бутылки (и картон, в лучшем случае), все остальное опять везется на свалку и там захоранивается. Вот и вся реформа.
Это мнение разделили и другие эксперты. Так, на экстренном заседании Общественной палаты РФ 24 декабря 2018 года (по итогам которого было принято решение просить Владимира Путина использовать свое право вето и не подписывать 25 декабря вышеупомянутый законопроект) зампред Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева заявила:
— Новым законом мы разрешаем использование «серых» полигонов. Бизнесу сегодня отрубаются руки. Нет смысла строить что-то новое, если можно еще несколько лет использовать старое. А если оператор не справился или обанкротился, или просто не стал исполнять свои обязанности, губернатор может назначить своего оператора. Мы уже видели, как главы регионов пытались привести свои компании на этот рынок.
Население, продолжила эксперт, волнует вопрос тарифов. Люди не понимают, что происходит, за что они будут платить. Это, по ее словам, одна из самых главных тем, которая может буквально «взорвать» территории, если что-то пойдет не так или люди окажутся в информационной блокаде и не будут понимать, что происходит.
Что и говорить, очень своеобразное воплощение наказа Владимира Путина избавиться от незаконных свалок и создать индустрию переработки.
Однако, несмотря на критические замечания, формально переход на новую схему обращения с ТКО с наступлением 2019 года все же был осуществлен. Результат, само собой разумеется, оказался ожидаем.
В одной из уважаемых и широко известных в России общественных организаций, к экспертам которой по самым щекотливым вопросам сферы ЖКХ «СП» обращалась уже не раз (в любом случае получая исчерпывающий комментарий), говорить что-либо о качестве старта мусорной реформы на этот раз отказались. Якобы по причине отсутствия официальной информации о ней по состоянию на 10 января 2019 года.
Но и без этого отнюдь не слепые граждане видят — с 1 января по крайней мере в столичном регионе (а это, на минуточку, лицо страны!) не изменилось вообще ничего, а кое-где стало еще хуже.
Например, вот какое сообщение появилось 7 января в паблике соцсети «ВКонтакте», освещающем жизнь подмосковного Воскресенска, где строится мусоросжигающий завод (орфография и пунктуация первоисточника сохранены).
«Стало очевидно, что региональный оператор не готов учитывать особенности вывоза мусора в частном секторе, пытаясь насильно приучить местное население к нововведениям. ООО „Эколайн-Воскресенск“ перестал вывозить мусор в частном секторе. Уже много лет его вывозили по графику, так как далеко не везде можно найти место для установки контейнеров. Люди дисциплинированно вынесли мешки в назначенный день, но их не спешили вывозить».
Аналогичная картина вырисовывается и в других населенных пунктах. Люди публикуют фотографии мусорных завалов, наблюдаемых в местах сбора отходов, до сих пор не удаленных с 1 января. Обращения на «горячие линии», утверждают они, не помогают — операторы заученно отвечают, что, дескать, это некая «пиковая» нагрузка и в скором времени «все недочеты будут устранены, ожидайте».
Хотя тот же губернатор Подмосковья Воробьев еще до праздников обещал, что никакого «мусорного коллапса» не будет, а в первые дни нового года подчеркнул: «Региональные операторы с 1 января приступили к работе, для нас очень важно не потерять темп и не допустить эксцессов. Хочу поблагодарить блок ЖКХ, мы прошли первый период достойно. Мусора всегда много после праздников, особая нагрузка на региональных операторов ложится именно в эти первые дни».
А тем временем одно серьезное изменение в сфере утилизации отходов все же произошло. Оплата этой услуги, действительно, заметно поменялась. Но совершенно непонятно, почему еще вчера человек платил одну сумму, а сегодня, за ту же самую услугу, которая нисколько не изменилась, за ту же самую машину, за тот же самый мусоропровод, за тот же самый объем мусора надо теперь будет платить больше?
«По новой „реформе“ оплату за мусор будут платить все. И жители многоквартирных домов, и частный сектор, и дачные товарищества с гаражными кооперативами, — возмущается один из активистов подмосковной Коломны Сергей Голорезов. — Я полгода живу в квартире, полгода на даче, а еще у меня есть кооперативный гараж. Что же получается, я буду „производить мусор“ в определенный момент времени в каком-то одном месте, но весь год платить за него, по сути, трижды? Хороша реформа — человек один, а платит за троих. Знать бы только, с кого за это спрашивать».
Но ответственных, как обычно бывает у нас в рамках таких реформ, нет. «Кто-то ушел, — рассуждал на эту тему в упомянутом выше выступлении Алексей Куринный, — кто-то не виноват, кто-то не знал».
Хотя на днях вопрос об ответственности за последствия «мусорной реформы» вроде бы всплыл. Несколько дней назад соцсети и многие региональные новостные порталы были буквально взорваны следующим сообщением.
«Мусорные завалы во дворах и дефицит контейнеров — прямое следствие работы правительства Российской Федерации и премьер-министра Дмитрия Медведева. Ни один регион в России не готов к мусорной реформе. Нет мощностей, нет инвесторов, нет полигонов. Проводить реформу в этих условиях — преступление. Это был передел рынка в интересах крупных олигархов, таких как Ротенберг и Чайка. Правительство России не только ввело в заблуждение президента России, но и нисколько не помогло регионам».
Изначально эти слова, попавшие каким-то образом даже в «Яндекс.Дзен» и на «Рамблер», приписывались губернатору Тульской области Игорю Рудене. Но потом выяснилось, что чиновник ничего подобного не говорил, а его якобы высказывание — это чистой воды фейковая новость, сделанная даже не по какому-то политическому заказу, а, как говорится, из любви к искусству.
Естественно, лже-новость довольно быстро была удалена со всех мало-мальски значимых сетевых ресурсов (но текст все еще доступен для обозрения в соцсетях). Однако тот факт, что она так быстро была растиражирована по всей стране и ее приняли за чистую монету, говорит о многом. Например, о том, никакого доверия к власти граждане не испытывают, а сращение криминала с госструктурами считают настолько плотным, что уже не верят, что в государстве плохие только бояре, а государь чист. Не может, убеждены они, государь совсем не знать, что за беспредел творится в управляемой им державе.
Пролемы ЖКХ: Капремонт провален, а фонды по сбору денег с населения жируют