В последнее время тему обращения с твердыми коммунальными отходами в медийном пространстве понемногу оттеснили на задний план. Горячими на повестке дня становятся темы торговых межгосударственных торговых войн, призрак надвигающегося мирового кризиса и накаляющаяся ситуация вокруг углеводородов.
А между тем по итогам первого квартала нынешнего года вывоз мусора вошел в четверку наиболее актуальных проблем, обсуждаемых гражданами на «горячих линиях» Национального центра «ЖКХ Контроль» и его региональных филиалов.
Организованный общественный мониторинг выявил, что в большинстве случаев переход регионов на новую систему обращения с отходами к анонсированным в начале года результатам, увы, не привел. Качество уборки не улучшилось, несанкционированные свалки не ликвидированы, практики раздельного сбора, сортировки и переработки мусора развития не получили. Многие контейнерные площадки оказались не обустроены должным образом, графика вывоза отходов не соблюдается.
Граждане до сих пор не имеют достаточной информации о сути, целях и задачах заявленной «мусорной» реформы, а также не понимают, каким образом рассчитывается платеж за эту услугу и почему в ряде регионов он включается в одну квитанцию с оплатой электроэнергии и капитальным ремонтом.
Серьезное возмущение россиян вызывают несколько фактов.
Во-первых, вместо обещанного чиновниками понижения плата за содержание общего имущества во многоквартирных домах с появлением отдельной «мусорной» строчки в квитанциях в большинстве случаев (86% по данным анкетирования) либо не изменилась, либо была, наоборот, повышена.
Во-вторых, в тариф за вывоз мусора практически всегда включается инвестиционная составляющая. Иными словами, региональные операторы вместо того, чтобы вкладывать собственные средства в обустройство новых полигонов, сортировочных и мусоросжигающих заводов, перекладывают эту обязанность на плечи обывателей.
В-третьих, выставление счетов за эту оказанную кое-как услугу производится с многочисленными ошибками. Кто-то получает двойные квитанции. А кто-то не получает их вообще, в перспективе рискуя заработать статус злостного неплательщика.
Чем же отвечают на это чиновники и кураторы мусорной реформы?
Очень показательные слова прозвучали, в частности, на недавнем экологическом форуме в Уфе. В ходе мероприятия было признано, что для местных региональных операторов вполне типично отсутствие договоров на обезвреживание отходов, подключение транспорта к системе ГЛОНАСС, несоблюдение территориальной схемы обращения с отходами. По идее, контролирующие организации (а это как минимум Росприроднадзор, Роспотребнадзор и прокуратура) должны бы все это пресекать. Но, как пояснила исполняющая обязанности главы башкирского управления Росприроднадзора Ольга Янчук, если проверяющие полностью задействуют свои полномочия, «страна будет завалена мусором» и «нерожденное дитя похоронено». Как, спрашивается, нарушителям не пуститься во все тяжкие при такой позиции надзорных ведомств?
Конечно, следует отметить, что председатель правительства Дмитрий Медведев по итогам прошедшего 23 апреля Всероссийского экологического форума «Чистая страна» дал ряд поручений министерствам и ведомствам. Например, Минприроды — подготовить предложения по совершенствованию нормативов накопления ТКО для населения, а Минкомсвязи и ППК «Российский экологический оператор» (опять же в связке с Минприроды) — создать наконец-таки функционирующую единую госсистему учета отходов.
Также премьер поручил провести инвентаризацию контейнерных площадок и контейнеров для накопления ТКО, а также проработать механизм возврата средств на оплату коммунальной услуги для россиян, собирающих мусор раздельно, и схемы потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации и размещения.
Но, во-первых, озвученные в соответствующем документе сроки (в диапазоне от июня 2019 года до января 2021 года) отнюдь не являются окончательными, это лишь даты докладов о результатах.
Во-вторых, буквально несколько дней назад лично Медведев ругал чиновников за разгильдяйство при выполнении задач, которые ставил перед ними в майских указах сам президент России. А уж если имеются пробуксовки в исполнении распоряжений первого лица государства, то где гарантия, что поручения, розданные его министрами, будут выполняться более рьяно?
Хотя в середине апреля на расширенной коллегии Минприроды член Центрального штаба ОНФ, зампред Госдумы Ольга Тимофеева заявила, что корректировка территориальных схем по обращению с отходами и их общественное обсуждение надо проводить не через полгода-год, а уже сейчас. А уже 7 мая глава Росприроднадзора Светлана Радионова в ходе совещания в Екатеринбурге предупредила: «По истечении 11 месяцев нам фактически некуда будет везти эти отходы, мы образуем новые свалки. Площадки временного накопления без запуска новых полигонов и мощностей принесут новые свалки на следующий год, региональным операторам негде будет их рекультивировать. Эта проблема остро встанет в 2020 году, если органы управления ресурсами и субъектов РФ не найдут в себе силы выделить земельные участки, разработать проектную документацию, провести экспертизы и получить соответствующие лицензии на эксплуатацию новых объектов размещения ТКО».
Понятно, что гражданам хочется надеяться на то, что порядок в этой отрасли все же наведут. Однако директор национального исследовательского института проблем коррупции Сергей Сапронов утверждает — ни в одной сфере в России уже нельзя навести порядок.
— Вроде бы полигоны — это хорошо, — рассуждает он. — «Ростех» начинает копать, под это выделяются бюджетные деньги. Но здесь я отчетливо вижу параллель с печально известным авиапроектом SSJ-100. В него тоже вкладывали бюджетные деньги, но недовложили. Подумали, видимо — да ладно, так сойдет. Внешне-то лайнер красивый оказался, но как вложили средства, так он и летает. Вот с мусором будет ровно то же самое. Полигоны будут красивые, как и отчеты о них. Но разрабатываются-то они с нарушениями. Однако никто никого не слушает. Надо, и все. А почему люди вокруг должны дышать отравленным воздухом?
Говорят, мы построим современный безопасный завод. Но я тут сел разбираться и выяснил — во всем мире на современном заводе 6 ступеней очистки, а на наших только три почему-то. Понятно, что деньги-то строители отмоют, но опять все будет недоделано, все будет в итоге зашкаливать, будут идти газы выше нормы.
«СП»: — Если уж вы проводите параллели с SSJ-100, стоит ли ожидать, что сфере обращения с ТКО тоже будут происходить трагические события?
— Здесь будет то же самое. Сейчас они все завуалированно построят. Слушания, конечно, проведут, но кто там кого будет слушать? Это же давно превратилось в формальность. Да и кому их отсутствие помешает? Вон, в Солнечногорском районе уже строят мусоросжигающий завод. Люди спрашивают — а что ж вы строите-то, ведь еще слушаний не было? Им отвечают — да это дороги просто. А зачем дорога в лес? Понятно, зачем.
Все, резюмировал эксперт, что обычные люди, что чиновники, бессильны перед машиной, которая называется деньги крупных корпораций. А раз так, то при таких раскладах гражданам от мусорной реформы ждать ничего хорошего не придется, кроме, разве что, дальнейшего роста тарифов и числа свалок.
Проблемы мусорной реформы: Из кошельков россиян на мусорную реформу вытащат 180 млрд рублей