Регионы не справились с «мусорной реформой»

Очередную провальную инициативу государства похоронят «по-тихому»

  
11166
Регионы не справились с «мусорной реформой»
Фото: Антон Вергун/ТАСС

По состоянию на конец сентября 2019 года уже 74 субъекта Российской Федерации перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Об этом, в частности, сообщил на пленарном заседании Госдумы в конце первой декады октября председатель Комитета палаты по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

По словам парламентария, эта цифра несколько превышает первоначальный прогноз. Однако из дальнейших высказываний стало понятно, что, собственно, этим все поводы говорить в позитивном ключе о ходе «мусорной реформы» и исчерпываются. Потому что результаты анализа правоприменительной практики и данных парламентского контроля свидетельствуют: регионы пользуются полученными законодательными возможностями крайне неравномерно, причем некоторые субъекты и вовсе не пользуются ими принципиально.

Так, Владимир Бурматов обратил внимание на то, что раздельный сбор отходов решением депутатов выведен из-под лицензирования, но всего лишь 18 субъектов РФ (менее четверти!) включили его в территориальные схемы обращения с отходами. В итоге 80 уже построенных в регионах заводов по переработке отходов, по сути, простаивают из-за отсутствия сырья. Правда, Министерство промышленности отчиталось перед ведомством Владимира Бурматова о загрузке этих производств, но в стране, задыхающейся даже от санкционированных (не говоря уже о несанкционированных) свалок, показатель в 30−40% выглядит, мягко говоря, смехотворно.

Читайте также
Велика Россия, а ее старики всюду нищие Велика Россия, а ее старики всюду нищие Чукотские и московские пенсионеры богаче тамбовских, но плохо живут и те, и другие

Несмотря на то, что Шиес, Волоколамск, Коломна как-то незаметно исчезли из сетки вещания федеральных телеканалов, «мусорные протесты» в регионах не прекращаются. «С людьми, — констатировал Владимир Бурматов, — не идут и не обсуждают, а нужно ли здесь строить этот полигон, нужен ли здесь этот мусоросжигательный завод, и если нужен, то по какой технологии его сегодня здесь строить».

Напомним, регионам отводилось целых два года для проведения публичных обсуждений объектов инфраструктуры ТКО, предусмотренных в территориальных схемах. Завершить этот процесс необходимо до конца 2019 года, однако по состоянию на начало октября 2019 года только треть субъектов РФ уже сделали это, а еще 15 проходят эту стадию, и все. Остальные, с сожалением подвел черту Владимир Бурматов, «к людям не пошли», а если сроки будут сорваны, то по сути это будет прямым нарушением закона, и тогда к делу должна подключаться уже прокуратура.

Впрочем, и там, где с публичными обсуждениями все, на первый взгляд, неплохо, напряжение в обществе не спадает. Потому что, как выяснилось, субъекты РФ крайне «творчески» подошли к формированию нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Например, самый высокий норматив накопления для многоквартирных домов (МКД) в кубометрах на одного проживающего был установлен в Краснодарском крае (3,71 в год), а самый низкий — в Еврейской автономной области (0.52 в год). Разница между минимумом и максимумом более чем семикратная.

Самый высокий норматив накопления для МКД в килограммах на человека зафиксирован в Камчатском крае (567,36 в год), а самый низкий — в Астраханской области (106,49 в год). Более чем пятикратная разница!

В случае с индивидуальными жилыми строениями (ИЖС) «разбег» еще более впечатляет.

Так, в Хабаровском крае норматив накопления в кубометрах на одного проживающего — 3,968 в год, а все в той же Еврейской автономной области — 0,196 в год. Максимум и минимум отличаются друг от друга более чем в 20 раз.

В килограммах самый высокий норматив накопления в неблагоустроенном частном доме — в Омской области (722,7 на человека), проживающего в неблагоустроенном частном доме. А самый низкий — снова в Еврейской автономной области (15,776 в год на человека). Тут минимум и максимум различаются почти в 46 раз!

Помимо этого, регионы с начала «мусорной реформы» отметились и другими «причудами». О них стало известно по результатам всероссийской проверки законодательства в сфере обращения с ТКО.

В ходе этого мероприятия Генпрокуратурой было выявлено свыше 50 тысяч нарушений законов, внесено более 16 тысяч представлений, принесено 2,6 тысячи протестов, предъявлено 3,7 тысячи заявлений в суды и привлечено к ответственности 11,8 тысячи лиц.

Наиболее распространенным нарушением оказался несвоевременный вывоз мусора. Например, в Тверской области эта услуга не оказывалась в 668 населенных пунктах, в Тюменской области -в 500 населенных пунктах, в Карелии — в 400 населенных пунктах.

26 субъектов РФ попались на эксплуатации полигонов с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в числе которых — отсутствие очистных сооружений и пожарных резервуаров, а также ненадлежащая изоляция отходов и отсутствие весового контроля.

В 33 субъектах РФ была выявлена деятельность по транспортированию, утилизации и размещению отходов без необходимой лицензии.

Также было выявлено, что органы исполнительной власти в большинстве субъектов РФ не выделяют необходимые средства на реализацию программ в области обращения с отходами или расходуют средства с нарушением закона.

Повсеместно потребовалось прокурорское вмешательство в территориальные схемы обращения с отходами. Также повсеместно, по данным Генпрокуратуры, имеется проблема отсутствия необходимого количества площадок накопления ТКО и контейнеров.

В отдельном письме генпрокурора Юрия Чайки на имя премьер-министра Дмитрия Медведева сообщается о том, что на продвижение реформы обращения с ТКО сильное негативное влияние оказывает слишком долгое непринятие Минприроды ряда нормативных правовых актов. Здесь и порядок предоставления субсидий из средств экосбора, и требования при обращении с группами однородных отходов, и правила ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с отходами и единая система классификации таких затрат.

«Влетело» от Гепрокуратуры и Росприроднадзору, который в девяти субъектах РФ не принимал надлежащих мер по устранению нарушений законодательства и взысканию экологического вреда, а двенадцати — не осуществлял на должном уровне лицензионный контроль.

Катком прошлась по «мусорной реформе» и Счетная палата, которая заявила, что основные показатели реформы системы обращения с ТКО (отраженные в госпрограмме «Охрана окружающей среды» и продублированные в паспорте нацпроекта «Экология») сформулированы неэффективно.

«Показатели „Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %“ и „Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %“ отражают только факт направления твердых коммунальных отходов (ТКО) на обработку и утилизацию и не будут свидетельствовать о доле обработанных и утилизированных ТКО, что не соответствует принципу однозначности и не позволит оценить прогресс в достижении целей и решении задач», — говорится в материалах контрольного ведомства.

Читайте также
Исследование HeadHunter: Россия на пороге безработицы невиданного масштаба Исследование HeadHunter: Россия на пороге безработицы невиданного масштаба В 2020 году каждая десятая компания в нашей стране готовится сокращать персонал

Также в Счетной палате отметили, что госпрограмма не содержит мер и целевых показателей, стимулирующих раздельный сбор мусора. А это важно, так как если отделять пищевые отходы от общего потока, эффективность мусороперерабатывающих предприятий повысится. Ведомство также отметило, что в нынешнем году более 90% средств, предусмотренных на реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (3,322 миллиарда рублей), были возвращены в Резервный фонд правительства.

На фоне этих разгромных по своей сути недочетов весьма интересно выглядит идея о перераспределении полномочий по реформе обращения с ТКО между несколькими министерствами.

Так, по сообщениям Telegram-канала «Зеленый змий», управленческие вопросы (надзор деятельности управляющих организаций и регоператоров силами Госжилинспекции и региональных ОАТИ), а также вопросы оснащения площадок контейнерами от Минприроды перейдут к Минстрою. Ведение госполитики в сфере производства оборудования для переработки отходов и лицензирование деятельности с его использованием отойдут Минпромторгу. Он же совместно с Минэкономразвития предположительно будет устанавливать ставки экологического сбора. МЧС предполагается придать функцию надзора за состоянием мусорных полигонов. Государственные экологические экспертизы и администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) перейдет в зону ответственности Роспотребнадзора. Минприроды же, если верить новой схеме, достанется только обеспечение экологической безопасности и сама оценка негативного воздействия на окружающую среду.

Если эта схема будет реализована, то общая картина будет выглядеть еще более плачевно, чем сейчас. Получается, государство сначала било себя в грудь, клятвенно обещая устами первых лиц страны навести железный порядок в сфере утилизации отходов, а когда с наскока ничего не получилось, принялось размазывать ответственность. Ведь у семи нянек, как известно, дитя остается без глаза.


Новости недвижимости: Российские министерства готовятся к масштабному переезду

Проблемы недвижимости: Нацпроекты и реформы загнали недвижимость в глубокую рецессию

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Андрей Дмитриев

Сопредседатель партии «Другая Россия»

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня