В московскую программу реновации жилья включат 9- и 12-этажки 1960−1970 годов постройки, пообещал Сергей Собянин. Будут сносить известные своей добротностью дома брежневской эпохи ради того, чтобы ввысь поднялись небоскрёбы в десятки этажей? Видимо, так. Похоже, застройщики твёрдо намерены продлить «золотые времена», которые, по определению замглавы Минстроя Никиты Стасишина, они переживали в последние годы.
Действующая программа реновации морально устаревшего и ветхого жилья, во исполнение которой сносят хрущёвки, будет завершена в 2032 г., пояснил столичный мэр. «Но это не означает, что будут решены все вопросы стареющего фонда», — заинтриговал градоначальник. Реновация станет постоянной, так как программа капремонта продлевает технический срок жизни домов, но не может радикально решить проблему.
«Да вы покрасить даже не можете всё то, что построил мой дед!» — бросила как-то в сердцах внучка Брежнева, приглашённая в программу Малахова поиздеваться над эпохой «застоя». Не в бровь, а в глаз. За 18 лет правления генсека бесплатные квартиры получили 164 млн советских людей. А до него постарался Хрущёв. Только эти квартиры и перепали людям во время приватизации. Как видим, наверху решили не «красить», а просто снести.
При нынешней власти — в нулевые, жилья строили поменьше, чем при Союзе. В десятые — уже сопоставимые объёмы квадратных метров. А в 2023-м президент торжественно объявил, что этих самых метров сдано в 1,5 раза больше, чем рекорд СССР. Вот только выкупали эти квартиры «по рынку», да ещё переплачивали 2−3 цены банку за ипотеку. Слов нет, нуворишей, верхний средний класс это устраивает, но это меньшинство.
Их интересы, видимо, дороже чиновникам, чем общества в целом. Во всяком случае политика верхов такова, чтобы «греть» состоятельный класс и расширять возможности застройщиков. Согласно подписанному на днях указу Путина, теперь при реновации «равнозначное жилое помещение может быть предоставлено в многоквартирном доме, расположенном в ином районе города Москвы». Стройсектор, наверняка, в восторге.
О том, насколько это выгодное дело, ещё при старте реновации очень откровенно писал «Форбс». Причиной появления программы стал рекордный рост доходов бюджета Москвы в 2016 г. — на 11,3%, почти до 1,9 трлн рублей. Уже в январе 2017-го Силуанов объявил, что правительство приняло решение о перераспределении средств богатых регионов в пользу регионов с долгами. Пришлось, чтобы не терять деньги, придумать реновацию.
Понять, сколько именно «жиру» имеется и сколько ещё дополнительно прилипнет к рукам застройщиков по итогам перестройки столицы, можно из простого факта — площадь нового строительства превосходила площадь сноса примерно втрое. Даже с поправкой на расходы, связанные с качеством новых квартир, маржа интересантов впечатляет. В течение 15 лет город запланировал потратить не менее 3 трлн рублей (в ценах 2017 года).
Неудивительно, что «реновация» в момент своего старта была признана словом года по мнению экспертного совета при Центре творческого развития русского языка. Известные писатели, журналисты и филологи тонко прочувствовали своеобразие этого ворвавшегося в широкий лексикон понятия. После известия, что реновация продолжится и распространится ещё и на брежневки, впору вводить словосочетание года — «перманентная реновация».
При том, что после семи лет с начала масштабной столичной перестройки снос хрущёвок уже не выглядит абсолютным благом (раньше об этом тоже говорили по вечной привычке подозревать власти в подвохе). Милая, тёплая пятиэтажная застройка с просторными дворами, вдумчиво вписанная в ландшафт вместе с инфраструктурой и обширными зелёными зонами, выглядит как вершина человекоцентричной градостроительной политики.
Кажется, соотечественники недооценили это достижение советской эпохи. Если первые жильцы хрущёвок были несказанно рады переезду из бараков и коммуналок в отдельную квартиру, то уже следующее избалованное поколение фыркало на недостаточные квадратные метры и неидеальную планировку, презрительно называя это добротное жильё «хрущобами». То, что достаётся бесплатно, не ценят?
Любопытный факт: в Кабуле есть целые кварталы, застроенные советскими пятиэтажками. Ничего особенного, шурави возвели в соседней стране то, что строили массово у себя: дома, дворы, школы. Разве что мечети шаговой доступности добавились. Однако, для отсталого Афганистана это стало верхом градостроительного шика. Жить там по-прежнему престижно и дорого. Называют застройку «макруян» (искажённое микрорайон).
Проталкивая распространение реновации ещё и на брежневки, мэр Москвы особо отметил, что они по своему качеству порой хуже пятиэтажек, которые теперь сносят. Мол, не жалко. То есть каждая последующая эпоха строит более халтурно, чем прежняя? Но если это так, нынешние «свечки», заменяющие хрущёвки, будут по качеству ещё хуже, чем то, что строили в 90-е, и уж тем более хуже, чем брежневки.
По данным СМИ, при вполне нормальной планировке жильцы квартир в новостройках нередко могут испытывать проблемы с подключением к свету, газу и воде. Сразу за МКАД есть дома, годами живущие без кабельного интернета. Особенно острой проблемой стали лифты, которые либо постоянно ломаются, либо вообще не работают. Попробуй походи на 14-й этаж с коляской. Поневоле вспомнишь добрым словом и брежневки, и хрущёвки…
Не исключено, что эти дома, особенно в кирпичном исполнении, простоят в российской провинции ещё многие десятки лет. Ведь никакой реновации там не намечается — сверхприбылей в глубинке не получишь. А экономические дела в стране столь неважны, что ожидать бесплатной госпрограммы не приходится. Да и не в правилах нынешней власти делать что-то для широких народных масс. Национал-капитализм — это про другое.
Скорее всего, сохранится статус-кво. Большинство продолжит жить в тех квартирах, которые уже имеются у семьи. Лишь будут сменяться поколения. Рынок же нового жилья будет становиться всё более элитарным. Реновации нет, а ипотека под десятки процентов годовых фактически недоступна. Средний россиянин за год работы сможет купить всего 4 квадратных метра в новостройке. Так что о расширении всем, кроме Москвы, придётся забыть.
Когда к проблемам общего старения домов добавится проблема крайнего износа сетей ЖКХ, жизнь наступит совсем «весёлая». Вечный квартирный вопрос вновь станет самым актуальным. Ожидать иного не стоит. Планы Минстроя привлечь в модернизацию ЖКХ иностранные инвестиции больше похожи на фельетон. Иностранный коммунальный бизнес давно сбежал от нас, как финская компания Fortum из Тюмени. Так с чего он вдруг вернётся?
Будущее развитие видится неоднородным: в Москве тысячи новеньких домов-свечек со скверно работающими лифтами за изрядную ежемесячную плату. А по всей остальной стране — старая застройка с проблемными коммунальными услугами, но хотя бы крепкими стенами и крышами домов. Возможно, однажды москвичи ринутся выживать в глубинку. Не пустим, закричат обозлённые провинциалы. А всего-то надо развивать страну равномерно.