В течение третьего квартала 2019 года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра НП «ЖКХ Контроль» поступило 6 533 обращения. После их обработки и обобщения полученных данных был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ.
Лидером в этом списке оказались жалобы на неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт многоквартирных домов (МКД), на долю которых пришлось более 18% всех обращений.
На второе место вышли жалобы на начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (15,2% всех обращений), в том числе претензии к соблюдению порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, перерасчетам, формированию и доставке платежных документов, а также вопросы по дополнительным платежам, комиссиям, определению и изменению размера платы за жилое помещение.
Третьей по количеству обращений проблемой стал вопрос качества управления МКД (11,7% обращений). Сюда вошли ситуации с выставлением двойных платежек, обсуждение законности действий ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций, нюансы раскрытия информации управляющими организациями, особенности лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Также обсуждались сроки предоставления и содержание отчетов об исполнении договоров управления и актов выполненных работ.
— Третий квартал 2019 года ознаменовался рекордным количеством жалоб на неудовлетворительное состояние МКД, — констатировала исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — При этом мы видим, что с каждым кварталом таких жалоб становится больше. Если добавить к этим показателям жалобы, связанные с управлением МКД и проведением общих собраний, становится очевидно, что «жилищная» тема является сегодня самой острой, горящей. Несмотря на непрерывные попытки федеральных органов власти внести точечные изменения в законодательство (введение лицензирования управляющих организаций, введение грубых нарушений лицензионных требований, попытки упростить проведение общих собраний), ситуация с точки зрения граждан не улучшается.
НП «ЖКХ Контроль», резюмировала эксперт, подготовил целый пакет предложений в сфере изменения жилищного законодательства. Его основная цель — сделать собственника настоящим хозяином в своем доме, предоставив ему контроль над платежами за жилищные услуги, право полноценного распоряжения общим имуществом и другие преференции. Однако до сих пор Минстрой РФ, по ее словам, никак не отреагировал на эти инициативы.
Напомним, ранее «СП» сообщала, что при реализации федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» региональные чиновники отказываются облагораживать дворы многоквартирных домов и включают в планы несуществующие дома.
Проблемы недвижимости: Девять способов лишиться собственного жилья