Тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5» стартовала с космодрома Восточный 11 апреля в 12.00 и успешно вывела на орбиту головной блок «Орион» с исследовательской аппаратурой. Несмотря на то, что две первых попытки старта были отложены за несколько секунд до запуска двигателей — третью попытку транслировал в прямом эфире федеральный телеканал. На этот раз уже не сомневались, что все получится.
А через 213 секунд после взлета ракеты возле стартового стола полетели в воздух пробки от шампанского и салюты из брызг. Стартовики праздновали свой дебют, ведь отсюда сверхтяжелая ракета улетела впервые.
До сих пор «Ангару-А5» запускали только с космодрома Плесецк — трижды, все пуски признаны успешными, хотя ни один не обошелся без затруднений. Для космодрома Восточный — это дебют, испытание не только ракеты, но и всех систем стартового комплекса, который дебютировал именно этим запуском.
Запуск, хотя и с третьей попытки, прошел идеально.
Первая попытка запустить «Ангару-А5» с Восточного была запланирована на 9 апреля, но старт ракеты отменили за 2 минуты до запуска двигателей. Причиной отмены стал предполагаемый сбой в работе топливной системы, который выявился в ходе продува.
10 апреля случилась вторая отмена старта — из-за сбоя системы контроля запуска двигателя. Однако глава «Роскосмоса» Юрий Борисов успокоил общественность:
— Выявилась новая техническая неполадка, связанная, скажем так, по результатам предварительного анализа телеметрии, со сбоем в системе контроля запуска двигателя. Скорее всего — программная ошибка. Необратимых процессов, требующих демонтажа ракеты, не произошло, — сообщил Борисов через некоторое время и объявил время третьей попытки — 11 апреля 12.00 мск.
Он добавил, что на данном этапе испытаний проверяются все системы не только ракеты, но и стартового комплекса, поэтому отмены старта из-за показаний приборов — абсолютно нормальное явление.
«Ангара А-5» — сверхтяжелая ракета стартовой массой 773 тонны. Полезная нагрузка зависит от космодрома — при пуске с Восточного она максимальна. Эта ракета должна заменить ракеты «Протон», которых в распоряжении «Роскосмоса» осталось чуть больше десятка, и новые уже не производятся.
Теоретически «Ангара А-5» — ракета многоразового использования. Сейчас ее модули повторно не запускаются, но места их приземления заранее известны, оттуда их отвозят в КБ им. Хруничева.
Надо заметить, что «Ангара А-5» это — первая ракета, созданная в Российской Федерации от начала до конца — без задела, оставшегося от советских разработок.
Работа над ракетой шла долго: официальный старт программы замены «Протона» на «Ангару» был дан в 2015 году, но прототип этой ракеты запустили еще в 2014-ом. За эти годы возникали скандалы: не успевали со сроками сооружения как самих ракет, так и стартовых столов для них. Теперь их — два на двух космодромах. Со старого-доброго Байконура «Ангару А-5» запускать не будут.
О том, почему работа над новым космическим супертяжеловесом шла так долго, «Свободной Прессе» рассказал летчик-космонавт, рекордсмен мира по часам работы в открытом космосе, а теперь — один из конструкторов Павел Виноградов.
— Когда начинали делать «Союз», я еще в школу ходил. И эта ракета до сих пор служит. Причем в первые годы испытаний и эксплуатации «Союза» много было проблем, падали ракеты. Наша «Ангара-А5» создавалась так, чтобы не падать. Все проблемы должны быть устранены до старта, или — вместо старта. Эта ракета должна будет выводить модули новых космических станций, и не только орбитальных, но и нашей лунной базы.