понедельник, 17 июня

«Такое не прокатит». Китай строит суперкомпьютеры, неподвластные санкциям США

Как Поднебесная научилась управлять светом

"Такое не прокатит". Китай строит суперкомпьютеры, неподвластные санкциям США
Фото: techpowerup.com

Китайские ученые нашли способ массового производства оптических чипов, на который США не могут наложить санкции. Для этого китайские исследователи разработали технологию, в которой используется недорогой материал — танталат лития.

Его же применяют для изготовления компонентов смартфонов. Аналитики уверены: этот метод может помочь Китаю обойти ряд ограничений, введенных США для ограничения доступа к передовым чиповым технологиям

Оптические чипы используют фотоны — частицы света — для обработки и передачи информации. Как правило, подобные чипы содержат сотни фотонных компонентов и в основном используются в волоконно-оптических коммуникациях или фотонных вычислениях — это новые технологии, которые позволяют повысить скорости передачи данных и снизить энергопотребление.

Читайте также
Китайцы научат мир тушить пожары сухой водой и жечь горючий лед Китайцы научат мир тушить пожары сухой водой и жечь горючий лед Ученые Поднебесной ищут самые безопасные материалы и средства

Оптические чипы используются в суперкомпьютерах и центрах обработки данных. Они могут быть изготовлены с использованием различных материалов: поток электронов (то есть электрический ток) преобразуют в фотоны.

— Однако промышленному использованию этой технологии препятствуют высокая стоимость одной пластины и ее ограниченный размер, — рассказывает Оу Синь, профессор Шанхайского института микросистем и информационных технологий. Профессор Оу вместе с коллегами из Швейцарского федерального технологического института в Лозанне опубликовал большое исследование оптических микросхем в журнале Nature.

Команда профессора Оу из Национальной лаборатории материалов для интегральных схем выбрала новый полупроводниковый материал — танталат лития. Он намного дешевле тех, что ранее применялись для производства оптических микросхем. А значит, может стать по-настоящему массовым.

Причем этот материал не какой-то редкий и неизвестный. Китайские компании давно используют его, танталат лития, в коммерческих целях для радиочастотных фильтров 5G (а они есть в каждом смартфоне).

Как и в случае с электронными интегральными схемами, изготовление оптических микрочипов включает в себя нанесение рисунка на пластины. С той лишь разницей, что оптических микрочипы — это уже технологии не сегодняшнего, а завтрашнего дня.

Причем новая технология не только дешевая и доступная, главное — она неподвластна западным санкциям. А для Китая, где под санкциями сейчас многие технологические гиганты (включая Huawei, ZTE, Inspur, Loongson, Biren Technology, Moore Threads) сейчас это крайне важно.

Американцы, начиная с 2018 года, вводят все новые экспортные ограничения против крупнейших китайских корпораций. Тем самым США пытаются ограничить доступ Китая к передовым чипам и производственному оборудованию. Однако в случае с оптическими микрочипами такое не прокатит, пишет гонконгское издание South China Morning Post (SCMP).

Шанхайский институт микросистем и информационных технологий уже создал компанию Novel Si Integration Technology — это стартап, у которого есть все для массового производства 8-дюймовых пластин из нового материала. Причем шанхайский стартап уже разработал коммерчески выгодные методы производства микрочипов, которые обеспечивают основу для массово выпуска китайских оптических и радиочастотных чипов.

— И наша работа открывает путь к масштабируемому производству недорогих и крупносерийных электрооптических устройств нового поколения, — говорит профессор Оу в интервью South China Morning Post.

Китайцы так воодушевились исследованиями в области оптических чипов, что уже разрабатывают множество подобных микросхем. Например, графический чип Taichi, который будет в тысячу раз энергоэффективнее высокопроизводительного графического процессора Nvidia H100 GPU.

Читайте также
Самые мощные на планете: Каким будут китайские ВМС будущего Самые мощные на планете: Каким будут китайские ВМС будущего Новая военная тактика Пекина не требует погони за стальными левиафанами

Занимается этим команда ученых из Университета Цинхуа под руководством профессоров Дай Цюнхая и Фанг Лу. Новый чип, основанный на движении фотонов, а не электронов, уже превосходит все известные в таких задачах, как обучение распознаванию изображений и генерация контента.

— Taichi прокладывает путь для крупномасштабных фотонных вычислений и сложных задач, — пишут исследователи в своей статье.

Оптический нейрочип позволяет распознавать текст с поразительной точностью (почти 92%, даже когда ему предлагают текст из 50 разных систем письма). Китайские ученые уверены: именно созданный ими вопреки американским санкциям Taichi — это основа для создания настоящего искусственного интеллекта.

Пока что все ранее созданные виды искусственного интеллекта остаются узконаправленными. Одни — создают картинки, другие — ищут информацию в Интернете, третьи — ведут беседу. А вот нейросети, построенные на фотонном Taichi, будут по-настоящему похожи на человека: они смогут одинаково хорошо выполнять любые задачи.

Причем компания Taichi намекает на будущее, в котором искусственный интеллект будет опираться на вычисления на основе света. Ведь традиционные электронные чипы приближаются к своему пределу с точки зрения скорости и эффективности, вот и нужен прорыв. И тут, как ни странно, даже санкции помогли.