Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Хьюстон, у нас опять проблема»: Как вернуть на Землю с МКС экипаж отказавшего боинговского «Старлайнера»

Репутация авиакосмической корпорации-гиганта окончательно сгорит вместе с неисправным космическим кораблем

"Хьюстон, у нас опять проблема": Как вернуть на Землю с МКС экипаж отказавшего боинговского "Старлайнера"
Фото: NASA / Global Look Press
Материал комментируют:

Космический корабль CST-100 Starliner американской корпорации Boeing, после целой серии злоключений на Земле доставивший-таки двух астронавтов NASA на Международную космическую станцию, не смог в запланированное время отстыковаться от МКС по причине обнаружения сразу нескольких утечек гелия в двигательной установке, которая предназначена для обеспечения перемещения аппарата в космосе при возвращении на Землю.

Из-за этого возвращение космического экипажа, запланированное на 14 июня, пока отложено на неделю. Все это время технические службы Boeing и NASA будут работать над устранением неполадок.

«Объединенная команда управления полетами NASA и Boeing Starliner следит за состоянием космического корабля и соблюдает правила полетов в рамках миссии. Даже с учетом этой самой незначительной утечки гелия, обнаруженной после стыковки до того, как система была закрыта, мы определили, что у нас есть примерно 70 часов автономного полета, и мы по-прежнему обеспечиваем полное резервирование всех критически важных систем», — заявили представителям СМИ в пресс-службе Boeing.

Читайте также
Доллар устарел, а валюта БРИКС родится не скоро Доллар устарел, а валюта БРИКС родится не скоро Валентин Катасонов объяснил, почему разрушение мировой финансовой системы будет медленным

Однако в свете того, что в последнее время авиастроительную корпорацию преследуют очень серьезные проблемы и громкие скандалы, связанные с ее коммерческими воздушными судами, американское экспертное сообщество все больше склоняется к мысли, что NASA все же в итоге придется организовывать полноценную спасательную операцию по возвращению астронавтов.

— Действительно, спускать людей на Землю в таком корабле опасно, риск очень высок — согласился с этой точкой зрения руководитель общественной организации «Союз энтузиастов освоения космического пространства „Советский космос“», популяризатор космонавтики Максим Цуканов.

— Система ориентации корабля в пространстве основана на физических принципах, и утечки гелия чреваты тем, что в какой-то момент корабль рискует, условно говоря, повернуть не туда и улететь в открытый космос, чтобы уже никогда не вернуться к Земле. Отремонтировать в космическом пространстве неполадки такого уровня не представляется возможным, и при подобных раскладах понятно, что рисковать человеческими жизнями никто не будет.

Россия столкнулась с похожей ситуацией, когда космический корабль «Союз МС-22» оказался поврежден микрометеоритами, и космонавтам пришлось дожидаться на МКС нового «Союза», который в конечном счете и доставил их успешно на Землю.

Вот и сейчас, скорее всего, поступят таким же образом, послав на МКС новый корабль, других вариантов нет. Вероятнее всего, будут договариваться каким-то образом с компанией Space X. Правда, подготовка замены будет очень дорогостоящей.

Stirliner же, по всей видимости, будет сожжен в плотных слоях атмосферы. А если это по каким-то причинам окажется невозможным, то он просто пополнит собой рой космического мусора на нашей околоземной орбите.

«СП»: Для астронавтов, вынужденных ждать решения на орбите, это большой стресс?

— Как правило, астронавты на практике очень радуются всякой возможности задержаться на орбите подольше. Но на самом деле это, конечно, больше напряжение для всего экипажа МКС, потому что каждый день работы станции, рационы питания и жизненное пространство рассчитаны по минутам, граммам и миллиметрам. Впрочем, люди на удалении 400 километров от Земли всегда всячески поддерживают коллег, невзирая на национальность и политические взгляды.

«СП»: Вот эти неполадки Boeing Starliner с чем могут быть связаны?

— Ну, вообще-то проблемы с новой техникой бывают достаточно часто. Первые Crew Dragon Илона Макса тоже были достаточно ненадежными и даже опасными. В 2019 году, например, при стыковке беспилотного Crew Dragon 2 с МКС в атмосферу станции попало большое количество изопропилового спирта, что представляло опасность для космонавтов.

Очевидно, Boeing будет дорабатывать свои корабли, как говорится, «доводить до ума». Но репутационные издержки для корпорации будут очень высоки. У них с гражданскими воздушными судами последние годы сплошные проблемы — то аварии, то очень подозрительные «несчастные случаи» с летальными исходами среди сотрудников. Теперь к этому добавились серьёзные неполадки с космической техникой. Все это больше и больше убеждает граждан в небезопасности «Боингов», а специалистов — в глубоком кризисе всей корпорации, а не только отдельных подразделений.

«СП»: Настолько тотальная «невезуха» Boeing чем объясняется? Утечкой мозгов, коррупцией?

— Да вот вы как раз назвали все основные причины. В погоне за экономией средств и большой прибылью теряются опытные квалифицированные кадры, на неподготовленную замену ложится большая нагрузка — вот вам и главная причина возникновения проблем, у самолетов начинают отваливаться люки, не дорабатываются важные узлы и детали.

Но в авиаотрасли такие принципы не работают. Тут ты или делаешь на совесть действительно что-то безопасное для людей, либо ты в итоге держишься какое-то время на старой репутации, но потом неизбежно растворяешься в истории, потому что людям попросту не нужны самолеты, которые не могут гарантировать им безопасность.

Читайте также
Талибы идут к признанию через Среднюю Азию Талибы идут к признанию через Среднюю Азию Главная интрига: Москва и Вашингтон заняли близкие позиции на афганском плацдарме

«СП»: Это проблема свойственна исключительно Boeing, или это общая беда всех авиастроителей мира?

— Это общая проблема практически всех мировых держав. За исключением, пожалуй, Китая да Индии, где за малейшие провинности в сфере обороны или космоса всегда наказывают очень быстро и жестко. А вот во всем остальном мире — в США, в Европе — очень большая коррупция, это слишком уж «жирные» для коррупционеров сферы.

Мы знаем примеры, когда стоимость какой-нибудь модификации, скажем, F-35 достигала стоимости равного ему по весу слитку чистого золота. Это же все накрученные, разворованные деньги, которые непонятно куда ушли.

«СП»: А что с Россией? Она в вопросах коррупции и безопасности в космической сфере ближе к Китаю и Индии? Или все-таки к США и Европе?

— Я лично склонен считать 2022 год в этом вопросе поворотным. До этой даты проблемы с коррупцией в космической и военной отраслях России были достаточно серьезными. А вот после этой даты мы, вполне очевидно, начали выправлять свой курс. Мы сейчас наблюдаем громкие аресты и антикоррупционные уголовные дела в этих сферах, и это не может не радовать.

Мне лично кажется, что мы возвращаемся к тому пути в космонавтике, которым когда-то шел СССР, а сейчас идет Китай. Надеюсь, чиновники начали все же наконец понимать, что от правильного использования всех выделяемых бюджетом средств зависит само существование нашего государства.