среда, 25 декабря
совместно с Жэньминь жибао

Новый восточный экспресс. Китай строит поезда, которые будут летать

Почему Илон Маск не сможет догнать Китайскую корпорацию аэрокосмической науки

6617
Новый восточный экспресс. Китай строит поезда, которые будут летать
Фото: Zuma/TASS

Китайские поезда, развивающие 1000 км/ч (это больше скорости звука), будут поддерживать 5G. Испытания прототипов таких экспрессов, которые будут двигаться на магнитной подушке в вакуумных трубках, начала государственная Китайская корпорация аэрокосмической науки и промышленности и правительство провинции Шаньси.

Таким образом, поезда будут поистине летать, двигаясь быстрее коммерческих авиалайнеров. При этом их пассажиры смогут смотреть видео в сверхвысоком разрешении или играть в онлайн-игры на своих смартфонах.

В настоящее время высокоскоростные поезда в стране развивают скорость до 350 км/ч и могут подключаться к сервисам 5G, предоставляемым операторами связи, сохраняя связь даже в длинных туннелях. Однако поддержание высокоскоростной связи между мобильными телефонами и базовыми станциями становится крайне сложной задачей при околозвуковых скоростях.

Читайте также
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело – пока не научимся делать свои самолеты «Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты Российские авиакомпании в поиске выхода из сложной ситуации используют мировой опыт

Это происходит потому, что когда телефон быстро приближается к базовой станции или отдаляется от неё, частота принимаемого им сигнала меняется, а высокоскоростная передача данных в значительной степени зависит от стабильности связи.

Установка и обслуживание базовых станций в вакуумных трубках также очень сложны. Если антенна отвалится из-за вибрации, это может представлять серьёзную угрозу для быстро движущегося поезда.

Исследовательская группа под руководством профессора Сун Тичэна из Национальной ключевой лаборатории мобильной связи Юго-Восточного университета обнаружила, что простая прокладка двух параллельных кабелей по внутренней стенке трубы может решить проблему установки базовой станции. Именно это позволит обеспечить 5G, говорится в статье гонконгского издания South China Morning Post (SCMP).

Эти специализированные кабели могут излучать электромагнитные сигналы, обеспечивая непрерывное и стабильное соединение между смартфонами и мобильными сетями. Таким образом, за счёт применения эффективных методов кодирования и точной настройки ключевых параметров сигнала можно свести к минимуму помехи от сдвига частот. Предварительное компьютерное моделирование подтверждает, что этот подход обеспечивает стабильную связь по стандарту 5G при передаче данных.

Идею создать поезда на магнитной подушке, которые будут двигаться в подземных вакуумных тоннелях, китайцы позаимствовали у компании Илона Маска Hyperloop. Самый богатый американец построил экспериментальный тоннель близ Лос-Анджелеса, там уже было проведено множество испытаний.

Маск обещал построить как минимум десяток таких вакуумных магистралей в разных странах, от Индии до Словакии. Причем сразу две магистрали собирались проложить в России: одна из них должна была пройти соединить Москву и Санкт-Петербург, а еще одна — пройти через российско-китайскую границу, в районе порта Зарубино недалеко от Владивостока. Однако идея Илона Маска в итоге растаяла в воздухе, так и не воплотившись в реальности, а сама компания Hyperloop One в прошлом году была ликвидирована.

А китайцы намерены довести свой проект до практической реализации. 2-км вакуумную трубу предприимчивые китайцы проложили в Датуне, в центральной провинции Шаньси.

Читайте также
Российская «нефтянка» найдет смерть под колесами китайских электромобилей? Российская «нефтянка» найдет смерть под колесами китайских электромобилей? Продавцов углеводородов на мировом рынке могут ждать серьезные потрясения — но не сразу

Во время испытаний сверхпроводящие вагоны на магнитной подвеске легко справились с управлением, их подвеска была устойчивой, они благополучно остановились. Согласно отчету, траектория полностью соответствовала теоретической. Китайцы внедрили совершенно новые технологии, включая сверхпроводниковую систему управления навигацией.

Многие китайские города в настоящее время добиваются разрешения Пекина на строительство первой коммерческой линии вакуумных поездов.

За последние 15 лет Китай вложил значительные средства в сети высокоскоростных железных дорог, приобретая опыт в области исследований, разработок, проектирования и производства все более скоростных поездов. Эксперты уверены, что эти ресурсы теперь можно использовать для разработки сверхзвуковых поездов.

В настоящее время в Китае действуют линии поездов на магнитной подушке между Шанхаем и международным аэропортом Пудун, которые протянулись на 30 км и развивают скорость до 430 км в час. Кроме того, в Китае есть два низкоскоростных поезда на магнитной подушке, которые развивают скорость 100 километров в час.

Среди вариантов первой линии — маршрут «Пекин — Шицзячжуан», призванный разгрузить существующие транспортные пути вблизи столицы, и линия «Гуанчжоу — Шэньчжэнь», соединяющая два крупнейших мегаполиса Азиатско-Тихоокеанского региона и потенциально связывающая их с остальным миром.

Первая линия сверхзвукового вакуумного поезда будет введена в эксплуатацию в Китае к 2035 г., обещают китайские власти.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня